Археология в Омске


Исторический клуб «Наследие» #Археология #Традиционная культура #История
Исторический парк "Россия - моя история" приглашает на бесплатные заня ...
Прием: идет
12–18 лет
г Омск, ул 70 лет Октября, д 25 к 2
Исторический парк "Россия - моя история"
Среда, Четверг, Суббота
бесплатно

Народная студия-мастерская «Архаика» #Резьба по дереву, камню, кости #Археология #Традиционная культура #История
Участники студии во главе с руководителем ставят перед собой задачи по ...
Прием: идет
18–18 лет
г Омск, б-р Мартынова, д 6
Отдел русской традиционной культуры
бесплатно

Новое поколение археологов, шагая в будущее, не забывает и о прошлом

Каждый историк в процессе обучения, а нередко и практики, сталкивался с археологией — исторической дисциплиной, благодаря которой мы узнаем о прошлом посредством сохранившихся вещественных источников. В античные времена некоторыми учеными к археологии приравнивалось вообще все прошлое. В нашем же государстве ее развитие можно считать неоднозначным: многие века ее как бы не существовало, а несколько советских десятилетий ее пытались насильно «поставить» на марксистско-ленинскую платформу.

В наши дни археология освободилась от идеологических рамок и шор. Появляются новые специализированные институты и центры, все больше становится таковых и в провинции. Не обошла стороной она и подрастающее поколение. Ребята нашего города имеют возможность познать тайны археологии, посещая занятия, проводимые профессионалами — учеными, музейными работниками, работниками культуры и др.

Предпрофессиональная археологическая подготовка будет полезна тем, кто собирается поступать на исторический факультет, а также желает узнать о прошлом своей страны и всего мира, участвовать в раскопках, путешествиях и экспедициях. Ребята расширяют свой кругозор, получают больше сведений, связанных с «делами давно минувших дней» и практическую подготовку в полевых условиях.

Как заинтересовать археологией дошкольников?

Всем известно, как мальчики и девочки 4-6 лет каждый день стремятся что-то постичь, увидеть, услышать — словом, добавить в свою «копилку». Как же заинтересовать ребят археологией? По представлению многих, эта наука мало подходит для дошкольников. Однако это не так: опытный педагог всегда найдет, чем увлечь детей. Например, можно предложить игру «Сложите из кусочков посуду»: задача ребят при этом — склеить чашки, тарелки, горшки и прочую утварь. Так они знакомятся с бытом их далеких предков. Также юным исследователям можно предложить рассмотреть в лупу найденные камешки и попросить рассказать об увиденном. Конечно, педагогу помогут стихи, загадки, песни, и, разумеется, игры.

Какие качества нужны археологу?

Археологами, как правило, становятся выпускники исторических факультетов. Поэтому знание истории — первостепенное требование к археологам. Профессионал своего дела оперирует огромным количеством фактов, для него не составляет труда отличить эпоху неолита от палеолита. Бронзовый век, железный, времена скифов, античность, славяно-русский период — во всем этом археолог, что называется, как рыба в воде. Археология требует эрудиции, умения работать с источниками, сопоставлять и обобщать данные. Любая находка требует аргументированного описания, и свое мнение археолог должен обязательно обосновать. Археологу нужно быть человеком выносливым, физически крепким и терпеливым. Таким специалистам порой приходится вести раскопки в самых сложных условиях. Шаг за шагом они идут к заветной цели — постичь тайны предков, приблизить прошлое к сегодняшнему дню, добыть из земли приметы забытых эпох. Спокойствие и уравновешенность поможет археологу не сдаваться, даже если на пути к находке придется преодолеть сотни метров грунта. Еще одним важным качеством археолога называют умение работать в команде. Раскопки — это всегда коллективный труд. В самые трудные, порой опасные минуты археологических изысканий не обойтись без чувства локтя. Поэтому археологу нужно умение находить общий язык и договариваться с товарищами по раскопу.

Почему ромбовидная лопатка — неотъемлемый атрибут археолога?

Современные археологи должны уметь работать со множеством инструментов в зависимости от вида деятельности. Естественно, что, допустим, рыхление почвы производится одним, а очистка памятника — другим атрибутом. Пожалуй, самым востребованным инструментом считают ромбовидную лопатку. Она «славится» прямыми краями и верхней частью: благодаря этим особенностям ее можно использовать в разного вида работах — к примеру, с помощью нее снимается почва с находки, отличающейся хрупкостью. Вместе с тем края лопатки помогают расчистить объекты в песчаной почве до тех пор, пока поверхность не станет четкой. Инструментом обозначают слабо видимую линию пласта или едва заметную его особенность. Ромбовидной лопаткой также расчищают столбы и используют ее в других мелких работах.