Школьное самоуправление: дети — детям
Какие цели преследует день самоуправления? Их две: образовательная и воспитательная. В этот день школьники примеряют на себя профессию педагога и учатся ответственности.
О том, что значит день самоуправления для образовательного учреждения, мы беседуем с Виктором Власовым, учителем английского языка омской школы № 99 с углубленным изучением отдельных предметов.
— Виктор Витальевич, как проходит день детского самоуправления?
— В нашей школе традиционно день самоуправления проходит в День учителя. Конечно, это не только уроки: это праздничная суматоха и хорошее настроение!
Все начинается с отбора учеников, которые будут вести занятия у других. Отбор ведут учителя и администрация школы. Но ребята сами изъявляют желание стать учителями, ведь для них это новые ощущения!
Лично ко мне подошли десятиклассники, которые мало отличаются рвением в моем предмете, однако это не помешало им преподать новую тему в восьмом классе и в шестом также. Все-таки в большой школе нет проблем с поиском учеников-учителей — они находятся, настраиваются, готовятся и работают!
День самоуправления — не только ведение уроков учениками, но и отбор «сотрудников» в администрацию. Из ребят была набрана служба безопасности — охрана. Заместителем директора по учебной части стал основательный и серьезный учащийся одиннадцатого класса Максим Бондаренко. Находился он чаще около входа, в приемной и «патрулировал» коридоры.
В крупных школах, по-моему, стесняются отдавать место директора учащимся. Директор все-таки один, а учителей и учеников много!
— Что еще можно поручить ученикам? Проверку тетрадей, организацию питания?
— Домой чужие тетради ребята не берут, но проверяют на месте, если есть необходимость. А питание организовывают все же учителя, потому что задачу, связанную с деньгами, старшеклассникам пока не доверишь.
— Как долго нужно готовиться ко дню самоуправления?
— Учителя начинают подготовку примерно за неделю, составляют подопечным необходимые рекомендации, стараются проследить мотивацию.
Сами ученики интересуются, какой материал и каким образом им вскоре предстоит преподавать. А еще они активно спрашивают, что им делать в разных нестандартных ситуациях.
— Какова роль учителей в подготовке себе «замены» на один день?
— От учителей ребята очень ждут моральной поддержки. Учитель чувствует, какому «сменщику» можно доверить классный журнал, а какому не следует. Я помню, как ученик-«сменщик» по ошибке чуть не поставил отсутствие ученику, который в это время дежурил в столовой. Везде необходим контроль — правда, в этот день он не должен быть чрезмерным.
— Бывает ли «недобор» желающих участвовать? Что тогда делать школе?
— «Недобор», конечно, есть, потому что классов начальной школы много, и есть еще вторая смена. Ничего не поделаешь — там учителя работают, как положено. Думаю, что на следующий год в самоуправление будут включены не только учащиеся старшего звена, но и девятые классы, а, возможно, и восьмые.
— Существуют ли предметы, по которым нельзя доверить ведение урока старшеклассникам?
— Нет школьных предметов, которые не смогли бы преподавать старшеклассники. Физкультура — пожалуйста, физика — тоже можно.
Дело здесь в желании: одним нравится химия, другим — английский, третьим — математика. Они идут на свой любимый предмет!
Есть ребята, которые прекрасно мастерят — ими гордится наш учитель технологии Александр Александрович Дудкин. Учатся ребята, которых ставит в пример педагог дополнительного образования и руководитель технического кружка Антон Николаевич Лопаев.
— Стоит ли продлевать день самоуправления на целую неделю?
— Мне кажется, что продлевать его на неделю не стоит. Дети — народ настроения и мотивации: сегодня подготовились, а завтра — нет. Они — не вектор, а кривая… Отсюда и объяснение, почему к управлению привлечены только старшие классы, где уже есть ребята, способные держать планку наставника.
— Тогда как часто стоит проводить дни самоуправления?
— Думаю, что лучше проводить их несколько раз в году — под Новый год, под 8 Марта. Но я пока не знаю школу в городе, которая бы отдавала детям бразды правления чаще, чем раз в год.
— Что день самоуправления дает школьникам?
— Некоторые в этот день впервые попробуют себя во взрослой профессии. Где это лучше сделать, как не в школе?
Наблюдая за младшими, старшие дети понимают, что значит преподавать и следить за дисциплиной, как себя вести, чтобы ученики слушали и выполняли задания, что в работе у них получается хорошо, а что лучше не использовать.
Многие дети действительно хотят быть учителями. Я более чем уверен: часть ребят сразу делает вывод о том, насколько они годны к карьере педагога и какой огромный труд в подрастающее поколение ежедневно вкладывает каждый учитель.
— Пожелаем вашей школе новых и разнообразных дней детского самоуправления!
Телефон: 42-42-75
Директор: Валерий Владимирович Черняков
Фото предоставлено школой.
Теги: подросток, самоуправление, школа