Подросток и слова на английском языке

Английский для старшеклассников: что важно знать родителям

Чем старше становится ребенок, тем больший интерес его родители и он сам проявляют к иностранным языкам. Причины могут разными — от увлечения культурой другой страны и стремления найти новых друзей за рубежом до понимания необходимости знания языка для карьерного роста в любой профессии. В большинстве случаев выбор падает на английский — важнейший язык международного общения.

Педагог с 40-летним стажем Наталья Рудакова рассказала проекту «После уроков» о том, на что в начале процесса обучения важно обратить внимание родителям подростка, который всерьез начал заниматься английским языком.

— Наталья Николаевна, вы специализируетесь на старшеклассниках и студентах. Получается, вы беретесь за ребят, у которых уже есть какие-то языковые навыки?

— Да. Сегодня мы поговорим о тех, у кого есть базовый словарный запас, кто знаком с правилами чтения и может самостоятельно строить хотя бы простые предложения.

— Как известно, владение языком складывается из умений читать, писать, говорить и понимать сказанное. Можно ли особо выделить одно из этих умений?

— Конечно, важны все виды речевой деятельности. Но, по опыту, особенно трудно ученикам дается говорение и понимание речи на слух, поэтому почти во всех случаях очного обучения акцент делается на этих коммуникативных навыках. Именно эти навыки становятся визитной карточкой человека и в туристической поездке, и при приеме на работу.

— Как понять, что лучше подойдет конкретному подростку: занятия в группе или у репетитора?

— Выбор зависит от его общительности и поведения в окружении других людей, и это несложно проверить.

Если ребенок уверенно и спокойно отвечает на вопросы постороннего человека на английском языке, то он готов обучаться в группе. Важно не молчать, а моментально среагировать и показать себя.

Если же ребенок стесняется говорить при других, то обучение в группе ему не подходит, и лучше направить его к репетитору. Репетитор поможет раскрыться, даст импульс, и спустя время ребенок сможет продолжить обучение в группе.

— Что значит раскрыться применительно к иностранному языку?

— Обучаясь языку, важно не бояться говорить, пусть даже с ошибками. Репетитор сможет «завести» ребенка, то есть поставить азы говорения, восприятия устной речи. При индивидуальном подходе легко выявить и исправить основные ошибки: научить правильно употреблять времена глаголов, множественное число, падежи.

Многим почему-то кажется, что язык — это только слова. Но смотрите: в повседневной устной речи носителя языка — всего порядка тысячи слов. В текстах общей тематики — до двух тысяч, в специальных текстах — до четырех тысяч, и только в произведениях Шекспира ученые насчитывают не менее 15 тысяч слов.

Учить новые слова можно постоянно, а вот быстро пользоваться в речи уже известными поможет только языковая практика. И ее будет больше именно в группе, поэтому я рекомендую эту форму обучения английскому как основную.

— Предположим, языковые курсы найдены. Если родители не владеют иностранными языками, как им сделать вывод о правильности выбора?

— Это непросто определить сразу, но возможно. После первого же занятия нужно задать ребенку несколько вопросов:

1 Какой теме было посвящено занятие?

2 Сколько ребят отвечало на вопросы педагога?

3 Сколько раз ты отвечал?

4 Смог ли ты участвовать в диалогах, в дискуссии?

Если ребенок вернулся окрыленным и взахлеб рассказывает о своем участии в групповом занятии, то можно смело продолжать обучение!

Бывает и иначе: занятие понравилось, все ребята вокруг говорили, но ребенок вернулся с ощущением «Я так не смогу». Тогда стоит задуматься о репетиторе. Но можно и остаться: группа подобралась сильная, и у других учеников есть чему поучиться.

А вот если на занятии было «Прочитайте. Запишите», не было живой речи, то нужно насторожиться. Но тут дело уже не в ребенке, а в педагоге.

— Неужели личность педагога так важна?

— А как же! Учитель английского языка просто обязан быть актером. Во-первых, он должен вести занятие стоя, чтобы быть заметным. Во-вторых, он должен ходить по комнате, по-разному озвучивать разных персонажей, в зависимости от темы повествования повышать голос или переходить на шепот. В нужный момент рассказа он должен уметь, например, хлопнуть рукой по парте — именно подобные актерские приемы прекрасно работают на запоминание.

Другими словами, педагогу нужно личным примером вовлекать в учебную ситуацию, а диалог — провоцировать!

— Могут ли родители отследить прогресс занятий?

— Если прогресс ребенка в выбранной группе прослеживается, то он будет заметен не раньше чем через 3–4 занятия. Ребенок сам захочет его показать!

Хорошо, если один из родителей выделит время, чтобы по вечерам слушать рассказы сына или дочери о каждом занятии. Для ребенка это отличный повод повторить изученное и потренировать навыки говорения.

— Существуют ли какие-то разумные сроки обучения английскому языку?

— Они зависят от целей обучения. Если планируется обучение в зарубежном вузе, то на подготовительные занятия стоит отвести не меньше года. А чтобы поехать в зарубежный летний лагерь и чувствовать там себя комфортно, хватит и трех месяцев.

Конечно, нет предела совершенству. The language is something you use or you loose — либо вы постоянно используете язык в общении, либо вы его постепенно забываете.

Получив навыки любого уровня, важно не бросать языковую практику — с педагогом или без.

— А можно ли выделить градации полученных языковых навыков, особенно говорения?

— Конечно. Дифференцированные шкалы есть у всех международных экзаменов на знание английского. Но можно выделить, пожалуй, три уровня по более тонкому признаку — по качеству спонтанной речи.

Первый уровень — говорить по правилам, но как бы заменяя русские слова подходящими английскими. Это своего рода «рашн инглиш», когда смысл передается верно и придраться вроде бы не к чему, но носители языка так не говорят.

Второй уровень — использование в речи идиом, устойчивых выражений, когда вместо длинной конструкции на русском говорящий способен подобрать подходящую английскую фразу и построить предложение иной структуры — не такой, как в родном языке.

Говоря об уровнях, уместно вспомнить пример из нашей истории. Однажды на заседании ООН советский лидер Никита Хрущев употребил выражение «Мы вам покажем кузькину мать!», понятное каждому русскому человеку. Растерявшийся переводчик не смог сразу определить тональность и скрытую сущность высказывания и перевел дословно: We will show you the mother of Kuzma, чем поставил в тупик всех присутствующих.

С честью выйти из ситуации помогло бы знание русских и английских аналогов пословиц и поговорок. Занятия у хорошего педагога приведут ученика как раз на второй уровень владения языком.

— Каков же тогда третий уровень?

— Третий уровень нашей с вами негласной классификации — говорить на уровне носителя языка: знать жаргонизмы, к месту использовать игру слов, чувствовать малейшие нюансы употребления образных выражений. На мой взгляд, это недостижимо без постоянного проживания в языковой среде, а потому не может включаться в цели обучения.

Но старательные ученики сами переходят на этот уровень, стоит им оказаться в стране изучаемого языка хотя бы на полгода. А начало всегда можно положить на родине — на занятиях рядом с домом, которые удобно подбирать на вашем сайте. Удачи вам!

— Спасибо за познавательный диалог!

Фото: pixabay.com/ru/users/djedj-59194/

Теги: английский язык, иностранные языки, подросток