Дети у доски в классе

5 предметов, которых не хватает в школе

Каждый учитель будет защищать тот предмет, который он ведет. Да и кто усомнится в полезности русского языка и литературы, алгебры и геометрии, истории, физики, химии? Вместе с тем стройный ряд школьных предметов может пополниться новыми!

Быстро меняющийся мир 21 века требует от людей обладания новыми компетенциями, и часть из них можно начать развивать уже в школе. Мы сознательно говорим не о факультативных занятиях, а о полноценных уроках в общем расписании. О каких же?

1 Здоровый образ жизни

Знания, урывками получаемые на ОБЖ, экологии, физкультуре и других предметах, можно объединить, добавить к ним новые и внедрить в школьную программу под названием «Здоровый образ жизни».

На уроках ЗОЖ ребята научатся выстраивать собственный режим дня, узнают, почему не рекомендуется проводить много времени за компьютером, познакомятся с последствиями вредных привычек.

Теоретическую подготовку можно сочетать с активными занятиями — например, практиковать различные виды гимнастики или йоги.

Дети также научатся бережному природопользованию, получат информацию о лечении и профилактике тех или иных заболеваний. Как предотвратить сколиоз, когда следует принимать антибиотики, как распознать первые симптомы аппендицита, почему никакие онлайн-игры не заменят бег, футбол и хоккей — все это и многое другое можно включить в комплексный предмет, необходимый каждому современному школьнику.

2 Психология

Этот предмет (впрочем, как и науку) некоторые родители считают чем-то эфемерным, отвлеченным, отнимающим драгоценные часы у «насущных» русского языка и математики. Однако это не так: психология незримо присутствует во всех аспектах нашей жизни, а ее изучение полезно каждому.

Взаимоотношения в классе и семье, во дворе и в секции, проблемы переходного возраста, поиск собственного «я», поведение в социальных сетях — на все эти вопросы может дать ответ психология.

Скорее всего, многие проблемы не покажутся подросткам такими страшными, если они будут досконально разобраны во время школьных уроков. Психолог не должен быть «тетей из дальнего кабинета» или дамой, появляющейся раз в месяц, которая ведет факультатив у девятого класса.

3 Основы финансовой грамотности

Не стоит полагать, что жизнь сама подскажет будущему школьнику, как правильно распоряжаться деньгами, поэтому проект «После уроков» предлагает найти заметное место в расписании предмету «Основы финансовой грамотности».

Содержание обучения — история денег (заодно ребята могут получить или обновить знания по всемирной и отечественной истории), плюсы и минусы накопления, честные и нечестные участники финансового рынка, правила безопасности при покупках в интернете, защита прав потребителей и многое другое.

Даже младшим школьникам не помешает получить системные знания о том, сколько стоят пенал, ручка, краски и карандаши и из чего складывается их стоимость, а также как тратить карманные деньги.

Мальчики и девочки должны с ранних лет осознавать ценность денег и понимать, что такое ограниченный бюджет. Конечно, это не значит, что из них нужно воспитывать Плюшкиных и Скруджей — чему-чему, а скупости и стяжательству занятия учить не должны!

Пока курс «Основы финансовой грамотности» факультативно введен в некоторых субъектах РФ: хорошо, если начинание поддержит вся страна.

4 Профориентация

Все чаще и чаще даже 17–18 летние молодые люди, сдающие ЕГЭ, не знают, какое образование они хотят получать (да и хотят ли).

В каждом городе есть зарекомендовавшие себя курсы профориентации. Индивидуальную стратегию обучения после школы можно выработать и со специалистом. Но не каждый ученик — в силу разных причин — обратится к этим вариантам.

Поэтому лучше хотя бы раз в две недели проводить у школьников 8–11 классов полноценные уроки, на которых ребята узнают о многообразии профессий, оценят свои возможности поступления в вузы и станут лучше понимать, какое будущее их ждет.

5 Основы менеджмента

Все больше старшеклассников задумывается о карьере уже в школе — так почему бы не помочь им понять, что такое карьерная лестница, как создаются сложные структуры и как ими управлять?

В рамках этого непростого предмета учителя расскажут учащимся, что деятельность любой серьезной организации начинается с целеполагания и разработки стратегии, а для принятия любого управленческого решения необходимо собрать и проанализировать всю доступную информацию. Среди других тем уроков — постановка задач, планирование работы, мотивация и контроль, распределение ответственности.

Даже умения эффективно распоряжаться собственным временем часто не хватает не только детям, но и взрослым: теория управления поможет решить и эту проблему.

Отдельные блоки курса будут перекликаться с психологией: речь пойдет о лидерстве и о качествах, присущих хорошему руководителю.


Добавить в расписание один или несколько новых предметов не значит, что придется пожертвовать предметами привычными. Условным «Основам финансовой грамотности» достаточно двух уроков в месяц: эти занятия не будут подменять полноценное тематическое высшее образование, но заложат фундамент компетенций, необходимых современному человеку.

Конечно, можно говорить и о других предметах — претендентах на включение в школьную программу. Важно помнить, что образование не стоит на месте и должно следовать тенденциям развития общества.

Теги: зож, менеджмент, подросток, профориентация, психология, финансовая грамотность, школа