Профориентационный тест на бумаге

Профориентация: кому и чему доверять?

Далеко не каждый школьник даже в 11 классе знает, какую специальность он выберет в дальнейшем. Это справедливо вызывает беспокойство родителей, особенно если они «в его-то возрасте» твердо уяснили, что их ждет физика, медицина или филология. Именно поэтому профориентация становится для многих спасательным кругом, палочкой-выручалочкой, которая якобы даст ответы на все вопросы.

Проще всего поискать ответы в интернете. Однако следует быть внимательными, потому что онлайн-тест не поможет определить будущую профессию.

Беда всех тестов в том, что они примитивно составлены и, как правило, ждут от пользователя ответа «да», «нет» или «не знаю». Также они предлагают выбрать один ответ (слово, фразу) из нескольких, тем самым загоняя ученика в свои рамки.

Такие тесты легко найти и пройти на компьютере или планшете, получив на экране результат уже через 5–10 минут после начала. Далеко не все из них бесплатны: чтобы прийти к однозначному ответу, некоторые требуют внести сотни, а то и тысячи рублей.

Главный же смысл профориентации — не выбрать из сотен профессий несколько и «предъявить» их испытуемому, а показать все специальности в их многообразии и дать возможность понять, как можно достичь своих целей.

Поэтому если кому и доверять, то профессиональному психологу — дипломированному специалисту, который индивидуально консультирует каждого выпускника, опираясь на большой опыт работы.

Психолог также может начать с тестирования, но это будет целый комплекс тестов, а их прохождение займет до двух часов. Именно человек, а не бездушный алгоритм будет интерпретировать результаты. В итоге специалист:

1 Поможет молодому человеку сформулировать потребности (добьется от него ответа: «Я хочу получить такую-то профессию, потому что…»).

2 Вместе с ним составит индивидуальный вектор развития, который базируется не на общих словах, фразах и действиях.

3 Порекомендует, какие качества характера нужно развить, чтобы преуспеть в той или иной сфере деятельности.

4 Даст объективную оценку любой профессии и сведет на нет стереотипы (например, образ работника банка или сотрудника нефтяной компании).

Конечно, услуги такого специалиста будут стоить дороже, чем оплата онлайн-теста.

Оговоримся: не каждый школьник захочет напрямую работать с живым человеком и откровенно рассказывать о своих интересах и склонностях. Особенно это касается детей, имеющих низкую самооценку и тяжело идущих на контакт с незнакомыми. Но ни один профессионал в области профориентации не станет стыдить молодого человека, если тот признается в отсутствии стойких интересов и увлечений и нежелании что-либо решать сразу после окончания школы.

Также популярны и востребованы курсы профориентации для групп школьников (как правило, ребят 14–17 лет). Можно выбрать длительность занятий: в течение всего года, на летних каникулах или экспресс-подготовку. Это не значит, что аудитории будут переполнены, а педагог не сможет найти время для каждого. Напротив, некоторые группы начинают свою работу даже в том случае, если записалось два-три ученика!

Такие курсы предлагают исследовать ряд профессий, попробовать их на практике. Одно или несколько занятий курса предполагают встречи с людьми разных профессий и экскурсии на предприятия.

Параллельно ученики составляют профессиограммы, изучают самооценку и ценностные ориентации, психологию лидерства, профессиональный этикет, а также биографии исторических личностей.

Большое значение имеет и живой интерес со стороны родителей к профессиональному будущему своего ребенка.

Внимательные мама и папа еще задолго до выпускных экзаменов заметят, что именно нравится подростку, по каким предметам он больше успевает. В каком-то смысле везет родителям тех ребят, у которых рано проявляются наклонности к изучению биологии, физики, химии или математики — при наличии предметов-фаворитов вопрос профессиональной ориентации может даже не вставать!

Разумеется, не должно быть никакой тирании наподобие: «Ну ты наконец-то решил, чем хочешь заниматься?» или «Учти: если ты не поступишь в вуз, то всю жизнь проработаешь дворником».

Не стоит заставлять ребенка выбирать престижную специальность, если он увлечен на первый взгляд малоперспективной. Практика показывает, что студенты, поступившие в университет по воле старших, а не по своему желанию, часто не любят учебу и бросают ее, оттягивая получение высшего образования или вовсе не получая его.


Не только школьники выбирают профессию, но и востребованные специальности «заманивают» новичков: нужно учесть, что современные выпускники — это уже полноценные граждане 21 века, которые не помнят и не знают жизни без цифровых технологий. Их жизнь и досуг подчинены интернету, который формирует особый тип личности — индивидуалистов, испытывающих некоторые проблемы в живом общении, но зато способных увлечься и достичь в любимом деле больших высот.

Многим будущим ученым волей-неволей нужно уметь быть отвлеченными от внешнего мира и иметь дело с современными технологиями. Это касается специалистов в области робототехники, биоинженерии, химии, физики, программирования, а также искусства. Подобные нюансы также учитываются на курсах профориентации и во время консультаций специалистов.

Фото: pixabay.com/ru/users/KadzarollaAdriana-6911165/

Теги: подросток, профориентация, психология