Что такое детская импровизация?
Каждый из нас хотя бы раз обращал внимание на забавного ребенка, который, играя, общается со своими игрушками, кормит их (причем точно зная, что каждая игрушка предпочитает на обед), смело берет на себя роль вымышленного персонажа и ведет диалог с ним, отвечая на вопросы и решая жизненные ситуации.
— Наблюдать за этим интересно и порой очень весело, — рассказывает педагог и психолог, режиссер детского театра Наталья Трофимова. — Один из героев, роль которого примеряет на себя ребенок, может быть сердитым, а другой — смешным или трусливым, и все это — по наитию и по настроению.
Чем старше становится ребенок, тем интереснее становятся его игры: появляются новые персонажи, которые могут даже иметь профессии (например, врача или учителя, водителя или летчика). Иногда родители, наблюдая за ролевой игрой ребенка, которая к 6–7 годам становится уже гораздо интересней, чем в 4–5 лет, стараются не мешать ребенку и не вступать с ним в игру, полагая, что ребенок может прекрасно играть самостоятельно.
Конечно, ребенок и сам не всегда готов впустить кого-то в свою игру. Но почему одни дети в 6–7 лет могут играть в подобные игры самостоятельно, а другие нет? Почему не всем детям интересен процесс ролевой игры? Почему одни дети с легкостью берут на себя разные роли и могут вести диалог с кем-либо от имени своего персонажа, а у других это вызывает сложность?
Чтобы найти ответы, хотелось бы спросить родителей: насколько часто они играют со своим ребенком? Понятно, что в наш век скоростей большинству мам и пап вовсе не до ежедневных вечерних игр после детского сада. Но все же… Решив изучить эту тему, я провела небольшое исследование среди родителей и вот что узнала.
Лишь небольшое количество родителей активно принимает участие в играх детей от 3 до 5 лет: в большинстве случаев ребенок играет сам, только иногда привлекая взрослого в свою игру.
Меня также интересовали персонажи, роли которых «примеряют» на себя дети в игре. Выяснилось, что дети, с которыми в 3–5 лет взрослые играли, обладают большим набором ролей, которые они применяют в играх. В их число входят герои сказок и мультфильмов, люди разных профессий. А дети, которые больше играли сами, без взрослых, к 6–7 годам обладают гораздо меньшим набором персонажей для игры, причем преимущественно в этом списке герои мультфильмов, так как именно с телевизором эти ребята проводили много времени.
Делаю вывод: дети, которые часто играли со взрослыми, гораздо активней в ролевой игре, им проще строить диалоги героев, придумывать игровые ситуации и т.д. Дети, которым в 6–7 лет сложно играть со сверстниками в подобные игры, как правило, просто не умеют в них играть, потому что они не знают, как ведет себя сказочный герой, человек той или иной профессии, и попросту не могут применить свои навыки в игре.
Отмечу и еще один факт: дети охотнее играют с теми сверстниками, которые могут предложить интересный сюжет игры, развернуть событие, предложить расширить площадь игры и т.д.
Стоит обратить внимание и на то, сколько времени ребенок может играть в понравившуюся игру. Из своих наблюдений отметила, что дольше играют те дети, у которых приличный запас знаний о том, какие действия и истории можно развернуть в игре.
Теперь давайте разберем, что же такое детская импровизация. Под словом «импровизация» будем понимать действия, диалоги, монологи, которые происходят между детьми и взрослыми спонтанно, по ходу игры, в процессе каких-либо вымышленных действий.
Многие родители полагают, что дети с легкостью могут импровизировать в игре и легко вести речь от имени своего героя без всяческой подготовки. Они считают, что у детей хорошо развита фантазия, они умеют придумывать, додумывать и так далее. Это не совсем так.
Фантазия ребенка напрямую связана с его жизненным опытом, который еще не так велик. Умение придумывать детали зависит от того, сколько интересной и полезной информации получил ребенок в разной деятельности. Ни один конструктор не смог бы изобрести велосипед раньше, чем было изобретено колесо.
Привожу пример с велосипедом и колесом, чтобы объяснить: для развития фантазии ребенка нужна определенная «база». А так как ребенок до 4–5 лет большую часть времени проводит со взрослыми (либо в детском коллективе, но под присмотром взрослых), то весь багаж знаний, умений и навыков ребенка — это совокупный результат усилий взрослых, имеющих отношение к его жизни.
Безусловно, детская импровизация тесно связана и с уровнем развития фантазии у детей, и с жизненным опытом, и с коммуникативными навыками, то есть умением общаться со сверстниками и взрослыми. Импровизация ребенка, которой так дорожат руководители детских театральных студий, — не только плод работы педагога по актерскому мастерству, но и результат долгого и упорного труда родителей.
Многие мамы и папы счастливы видеть ребенка на сцене, свободно играющим спектакль. Нужно понимать, что путь к этой свободе долог, а начинается он в детской игре и общении. Помните, что сценический успех ребенка и его умение импровизировать — во многом в руках родителей.
Фото: Polesie Toys | pexels.com/ru-ru/@polesietoys
Теги: актерское мастерство, импровизация, пятилетний ребенок, ролевая игра