Первоклассник в День знаний

Что должен уметь первоклассник в быту

Свежеиспеченный школьник должен не только приспособиться к новой жизни и графику (как минимум на ближайшие девять лет), но и получать и совершенствовать навыки, необходимые в быту, при общении, во время прогулок или поездок и пр.

Конечно, никто не будет предъявлять к шести- или семилетнему ребенку такие требования, как ко взрослому. Но для блага самих детей и родительского спокойствия стоит поскорее научиться многому, если они пока не освоили это.

1 Открывать и закрывать дверь

Почему нельзя оставлять дверь открытой, защелкивать ее «на собачку», закрывать ее не на все, а на один замок, если их несколько, — все это обязан знать и понимать каждый школьник, а лучше — дошкольник. Даже если ребенка на первых порах будут провожать из школы и встречать из нее, он должен уметь пользоваться ключами!

Отговорки из разряда: «ты же все равно мне откроешь», «тугой замок», «тяжелая дверь», боязнь потерять связку ключей и прочее должны спокойно пресекаться мамой и папой.

Рано или поздно открывать дверь все равно придется. Если замок действительно трудно поддается, то лучше его сменить на более податливый, но не менее надежный. Вместо того чтобы обратиться к соседке с просьбой «первое время» открывать чаду (да и супчик разогреть), лучше потренироваться вместе с ним.

2 Пользоваться газом или электроплитой

Итак, будем считать, что первый пункт выполнен, и ребенок попал в квартиру. На часах, допустим, половина первого, родители придут с работы еще нескоро… Разумеется, первоклассник захочет поесть.

Поэтому важно, чтобы ребенок знал, как включается и выключается электроплита или как зажигается газ, как регулируется мощность нагрева.

Немало беспокойных мам и пап переживают, что их дитя психологически еще не готово «к таким серьезным делам»: они боятся, что первая же «самостоятельная спичка» отлетит не туда и вызовет пожар, а эксплуатация электроплиты приведет к короткому замыканию. Так можно прождать и до дождичка в четверг!

Затруднения могут возникнуть лишь тогда, когда техника слишком сложна (это по большей части относится к электрическим плитам с различными современными «наворотами») или когда с ней тяжело управляться (а вот здесь нередко фигурируют полувековые, видавшие виды газовые плиты со своенравными и неподатливыми ручками конфорок). Либо ребенок научится действовать и в таких условиях, либо стоит поменять плиту.

3 Совершать простые покупки

Зачтем первые два пункта и предположим, что ребенок вернулся из школы, пообедал, но понял, что к чаю ничего нет, а так хочется! Можно перебороть себя и подождать маму и папу, а можно выйти в магазин и что-нибудь выбрать — если, конечно, есть немного монет да купюр.

Мальчикам и девочкам к началу школьного возраста важно понимать не только функцию денег — что ими можно расплачиваться, но и то, что есть дорогие и менее дорогие товары, где покупают хлеб, а где — молоко.

Нужно не стесняться обращаться к продавцу или кассиру, уметь спросить у них о том, что интересует. Как и в других случаях, во многом поможет практика: родителям стоит брать ребенка с собой в продуктовый магазин не только для того, чтобы он просил купить что-то понравившееся, но и поручать ему покупку, например, хлеба, пока взрослые расплачиваются за овощи и фрукты.

4 Уметь действовать, если потерялся

Многие дети терялись — кто всего на минуту из вида, а кто и выпадал из поля зрения родителей на более длинный срок; кто-то лишь раз заставлял взрослых волноваться, а кто-то — неоднократно…

В любом случае, когда ребенок теряется, то это всегда стресс для мамы и папы. Представим, что наш первоклассник, который удачно приобрел упаковку печенья, идет обратно домой пить чай. Но вот он почему-то свернул не туда, задумавшись о чем-то, и вместо привычного силуэта дома — какая-то другая громадина… Хорошо, если это соседний, уже известный дом. А если семья только переехала — допустим, в спальный район большого города, и вся территория пока не изучена? Впору испугаться и растеряться, однако этого делать точно не стоит.

А важно вот что: четко, как таблицу умножения в будущем, помнить свой адрес и обязательно сообщить родителям по мобильному телефону, что забрел куда-то не туда! Если обращаться за помощью к незнакомцам, то лучше подойти к полицейскому.

Однако стражи порядка не так часто возникают перед потерявшимися детьми, поэтому можно подойти, например, к женщине с ребенком или пожилому человеку и попросить показать, как вернуться домой. Плакать, бегать взад-вперед, привлекать лишнее внимание не стоит. А если ребенок потерялся не около дома, а, например, в парке или в торговом центре, куда он пришел с родителями, то лучше оставаться на том месте, где его потеряли, чтобы мама и папа поскорее нашли его.

5 Помогать родителям по дому

Пусть у нашей прогулки из предыдущего пункта будет хороший сценарий: ребенку помогла сердобольная старушка, и вот он уже делает уроки после чая. Однако он знает, что мама и папа придут с работы поздно, и их ждут еще домашние дела. Почему бы немного не помочь им? Разумеется, не надо требовать от ребенка больше, чем он может сделать, не нужно и нагружать чадо излишней работой. Вместо этого лучше взрастить в нем самостоятельное желание облегчить жизнь маме и папе.

Можно полить цветы и дать корм домашнему питомцу, можно и даже нужно убрать со стола и помыть за собой посуду, можно протереть пыль и подтереть пол в коридоре.

Пусть это мелочи, пусть ребенок сделает все вдвое или втрое медленнее взрослого, зато он станет более самостоятельным и участливым!


Чем раньше ребенок освоит «необходимый минимум» навыков, тем легче ему будет шагать по непростой дороге, ведущей из детства во взрослую жизнь. Разумеется, новоиспеченные первоклассники должны чувствовать поддержку родителей, но мамам и папам не нужно расценивать действия чада как подвиг и чудо, которых доселе не видел белый свет.

Фото Дмитрия Рудакова.

Теги: безопасность, первоклассник, финансовая грамотность