Остро заточенный карандаш и чистая тетрадь

9 советов ребятам, которые пишут стихи и рассказы

Многие дети и подростки пишут стихи и рассказы, но не каждый школьник отваживается показывать свои тексты кому-то. Впрочем, есть способ «узнать цену» своим произведениям и по возможности улучшить их — вступить в литературное объединение, или лито.

Рекомендации начинающим авторам дает Игорь Хохлов, член Союза российских писателей, автор 4 сборников стихотворений, лауреат литературной премии имени Ф.М. Достоевского.

Как много литкружков хороших…

1 Если есть возможность не торопиться с выбором лито — лучше сделать это: изучить биографии мастеров, учесть их профессиональный и творческий опыт. Конечно, удобнее записаться в литературный кружок своей школы (если он есть), но продуктивнее и полезнее «стать студийцем» у уважаемого писателя, настоящего мэтра и учителя.

2 Литобъединение в классическом его понимании — группа учеников, занимающаяся у одного или нескольких мастеров. Новичку нужно стараться сохранить некий баланс: не робеть и не прятаться за спинами других, но и не выставлять себя на первый план, желая, чтобы все обратили внимание на него.

3 Практически все руководители лито стремятся, чтобы атмосфера в объединении была дружественной, чтобы никто не считал себя изгоем, но и не возвышался за счет или на фоне других. Любой нормальный мастер и не подумает переходить на личности в том случае, если текст ученика оказался откровенно слабым, и работает по принципу «Обсуждаем не человека, а его стихи (или рассказы)». Поэтому новичок должен понять, что критика (а без нее — никак) направлена не в его адрес, а сугубо касается литературных произведений.

«Я» — последняя буква алфавита

4 Сразу лучше отказаться от «шапкозакидательских» настроений: дескать, мои тексты — безупречны, и сейчас все собравшиеся это поймут. Полезно посмотреть на свои произведения со стороны и выслушать дельные советы руководителя. Вполне вероятно, что начинающий автор может обманываться в качестве своих стихов или прозы. Не ждите похвалы и сиюминутных восторгов.

5 Представляясь мастеру и ребятам, уже занимающимся в литературном объединении, не делайте акцент на своем «я»: не перечисляйте все маломальские награды (например, полученная во втором классе грамота за прочитанное на школьном вечере стихотворение Пушкина), не говорите о себе поэт или прозаик. Достаточно сказать, что пишете стихи (или прозу) с такого-то возраста и определите то, что творчество значит в вашей жизни.

Умейте говорить и слушать

6 Неотъемлемая часть литобъединения — групповые обсуждения. О произведениях будет высказываться не только мастер, но и все ребята, которые занимаются в кружке или студии. Новичку могут не понравиться некоторые мнения, но неправильно бурно реагировать и спорить, «руками и ногами» и с жаром защищая собственное детище. Подумайте, почему высказавшийся посчитал именно так, но не вступайте с ним в конфликт. При этом вас никто не заставляет брать на веру то, что сказал ваш новый товарищ. Вполне вероятно, что не каждый ученик может выступать экспертом и высказывается субъективно.

7 В свою очередь, высказывать собственное мнение нужно будет и вам: лучше, чтобы оно не сводилось к банальному «нравится» или «не нравится» или, как сейчас модно говорить, «зацепило» или «не зацепило». Умение анализировать чужой текст, находить и выстраивать несколько связных предложений, его характеризующих, позволят по-другому, по иным лекалам посмотреть и на свое творчество.

Чужая книга — путь к себе

8 Любому пишущему человеку полезно много и разнообразно читать: если вам нравится поэзия Серебряного века и вы без ума от Цветаевой или Гумилёва, не ограничивайтесь их творчеством (которое, скорее всего, повлияло и на ваше). Воспитывайте в себе вкус к хорошей литературе и помните, что мода далеко не всегда гарантирует качество: не нужно всецело погружаться в мир многочисленных литературных пабликов, в которых авторы ждут моментального признания и приятия.

9 Попробуйте установить себе норму прочтения страниц в день или выделяйте определенное время (полчаса, час, но — регулярно). Если вы пишете рассказы, то не считайте, что поэзия для вас — книга за семью печатями, и наоборот. Делитесь прочитанным в лито, обменивайтесь книгами, обсуждайте их с мастерами.


Помните, что литературная учеба может длиться всю жизнь, и самонадеянно по достижении определенного возраста или статуса почивать на лаврах. Многие взрослые, сложившиеся и профессиональные поэты и писатели не боятся менять свой стиль, прислушиваются к критике и «гулу времени», опасаются закостенелости и превращения в живой памятник самому же себе.

Фото: pixabay.com/ru/users/cromaconceptovisual-4595909/

Теги: литература, поэзия