Малыш и табуретка

От табуретки до сцены: такой длинный и такой короткий путь

Недавно, разглядывая старые семейные фотографии, режиссер детского театра Наталья Трофимова обратила внимание на одну до боли знакомую табуретку. Она присутствовала на всех карточках братьев и сестер.

— В дни праздников детей часто снимали родители на любительские пленочные фотоаппараты, — вспоминает Наталья Михайловна. — Гости обожали, когда дети радостно, весело и с выражением рассказывали стихи, пели песенки. Все улыбались, аплодировали, хвалили. Думаю, многие из нас помнят то время.

Я очень хорошо помню. Мы росли, а табуретка оставалась все та же, мои братья и сестры тоже примеряли ее. Скажу честно, мне это очень нравилось. Я подставляла табуретку к дивану, сначала заползала на него, затем перелезала на табуретку и начинала свои стишки и песенки.

Сколько длилось это время, я не помню. Но однажды, стоя в зале на табуретке и готовясь что-то рассказать, я вдруг поняла, что я теперь большая (в высоту, разумеется), почти в рост со взрослыми. Мне очень это запомнилось. Тогда мне казалось, что став выше, человек становится взрослее и как-то важнее, что ли. Казалось даже, что здорово было бы завести какие-то очки, ну или какую-то длинную юбку — и все, ты взрослый.

К чему это я? Сегодня, спустя десятилетия, я понимаю, что та самая табуретка и радостные аплодисменты гостей меня очень впечатляли, поэтому я стала ставить уже не одну, а несколько табуреток, создавая себе импровизированную сцену.

Наверное, тогда я даже не задумывалась, что таким образом рисую свою мечту, свое будущее. А родственники тем более не задумывались об этом.

Сколько длилось это время, я уже не помню. Но потом я стала старше, родители отправили меня учиться в музыкальную школу. И вот там-то… я стала бояться сцены. Академические концерты, выступления. У меня дрожали руки, я забывала ноты, просто какая-то пелена перед глазами появлялась. И вот это время длилось долго, это мешало мне, очень. В музыкальной школе я чувствовала себя не в своей тарелке, хотя и отучилась 7 лет. Потом еще много раз была сцена, но, как бы я ни старалась, у меня возникало жуткое волнение.

Что произошло, я понимаю только сейчас, потому что могу оценить ситуацию по-взрослому, взглянув на нее другими глазами с высоты образования и опыта.

Многие родители думают, что ребенок умеет многое: читать стихи, плясать, петь, говорить какие-то шутки. Думают, что он — настоящий артист.

Он вместе с вами учит дома стихи к праздникам и утренникам в детском саду, прекрасно их читает. Но вдруг, выступая на утреннике, ребенок словно не знает, как начать, растерянно ищет маму в зале, готов скорее вернуться на свой стульчик.

Мама расстроена, воспитатели тоже не ожидали такого поворота. Но что делать? Случилось то, что случилось. Скажу честно: при всей харизматичности вашего ребенка он не готов к сцене. Он не уверен в себе, в поддержке мамы или воспитателя, в поддержке зрителя, он не чувствует, что вызовет радость.

А все потому, что была допущена такая, знаете ли, незначительная ошибка: никто и никогда с ним не проговаривал, что нужно делать, если вдруг что-то пошло не так. Как быть, если забыл? Можно ли начать еще раз?

Именно отсюда берет свое начало актерское мастерство, о котором многие родители не имеют точного представления. А между тем, играя со своим ребенком, они ведут себя как актеры, на какое-то время притворяясь участниками игровой ситуации: пациентом, врачом, учеником, да кем угодно.

Не открою ничего нового, если скажу, что дети копируют поведение близких и значимых для них взрослых. Разве вы никогда не видели, что девочка, играя в дочки-матери, ведет себя как мама, имитирует походку, жесты, речь, возможно, копирует ваши манеры разговора по телефону? А мальчики? Уж они точно знают, как разобраться в ситуации на игрушечной дороге, если вдруг случится авария у машинок. Переиграть детей невозможно. Они самые большие и главные актеры, они видят мир целостно, не всегда понимая оттенки отношений и чувств — в отличие от взрослых актеров.

Так что же делать? Надо понять, что боится ребенок вовсе не сцены, а отсутствия поддержки. А уверенности ребенку может добавить только наличие хотя бы небольшого знания об актерском мастерстве.

В своей практике я постоянно вывожу детей на сцену независимо от того сценического опыта, который у них есть. Вывожу рано: в 3 года, бывает и раньше. Поверьте, в этом возрасте детям непонятно, почему сцену нужно бояться: для них это большая табуретка, с которой они видят взрослых , а те стали гораздо меньшего роста, чем обычно. И чем раньше они увидят, как выглядит реальность со сцены, тем вернее их путь к успеху!

И самое важное. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка на сцене. И вовсе не имеет значения, хорошо он говорит или нет, красиво танцует или нет — родителю важно вовсе не это! Его ребенок в деле. И это единственное, что имеет значение на данном этапе.

Поддержите его и порадуйтесь. Просто откровенно радуйтесь этому, хвалите его, ведь он молодец! Ну а после ищите педагога — настоящего педагога, готового учить: не порицать, ругать и требовать, а помогать, поддерживать и хвалить.

Найдите такого педагога, будь то хореография или любое другое сценическое направление. Ищите того, кто не сломает и не отобьет желание становиться увереннее, двигаться по воле своего сердца и настроения, а не строго по указке. Поверьте, от вас зависит очень многое.

И если не нарушить это детское представление о сцене, у ребенка не пропадет желание выходить на сцену, а страх уйдет, так и не начавшись. Как только родители начинают соблюдать это строгое условие подготовки к сценической жизни, путь от табуретки к сцене становится значительно легче и короче. Удачи вам! И вперед, на сцену!

Фото: pixabay.com/ru/users/5712495-5712495/

Теги: актерское мастерство, детский сад, раннее развитие, трехлетний ребенок