Школьный психолог — космический миротворец!
Люди этой профессии не владеют магией, как герои мультсериалов, но обладают редким даром объясняться с детьми и педагогами, умением здраво подходить к решению конфликтов и готовностью проводить необходимую работу с каждым «пострадавшим».
С психологом омской школы № 99 с углубленным изучением отдельных предметов Софией Акбировой (на фото) писатель и учитель Виктор Власов познакомился на собственном уроке. Вот как он об этом вспоминает:
— Это занятие в седьмом классе как-то сразу не задалось. Я начал выходить из себя, и тут неожиданно появился милый и спокойный человек, у которого буквально для каждого была инструкция, как вести себя в данной ситуации. А через несколько минут и дети осознали, в чем были неправы, и я понял, когда поступил неверно. Школьный психолог спас и урок, и наши взаимоотношения, помог нам стать лучше.
Специально для проекта «После уроков» Виктор Власов взял интервью у Софии Акбировой.
— София Бариевна, как проходит рабочая неделя психолога? Какие виды работ проводятся, какое время им уделяется?
— Неделя проходит по расписанию, как у любого педагога, наверное. А распределение работ по видам зависит от многих вещей. Когда я планирую мероприятия, веду документацию, обрабатываю полученную в ходе исследований информацию, я трачу столько времени, сколько посчитаю нужным.
Если же я изучаю новое из психологической науки и практики, то это до момента, пока не найдется более насущное занятие — консультирование, психологическая помощь, когда нужно уладить тот или иной конфликт, разобраться с личной мотивацией и т.д. Эти виды работ всегда в приоритете.
— С детьми какого возраста вы работаете?
— В школе — от мала до велика. А если учесть, что в нашу школу встроен детский сад, то и дошколята без моего внимания не остаются! В основном ко мне обращаются за советами, как решить ту или иную проблему.
Я часто выступаю в роли миротворца. Дети и взрослые знают, что я первый человек, с которым можно поговорить и успокоиться, излить душу, попросить совета.
Если я прихожу сама, значит, по-другому нельзя. Я могу посетить любой урок и понаблюдать за поведением ребенка. Пригласить на беседу и ребенка, и учителя.
— Проводите ли вы групповую диагностику учащихся?
— Групповая диагностика проводится, чтобы понять, как ребенок общается со сверстниками, как он психически приспособлен, какие качества показывает в работе и т.д.
— Что может выявить диагностика?
— Мировоззрение ребенка. Мы увидим, что ему интересно и от чего можно начать движение к лучшему.
Но не все, к сожалению, в наших силах. Почитайте роман Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом»: лучшие психотерапевты скажут, что мозг человека не изучен до конца. Мы можем решать и записывать, сопоставлять геометрические фигуры на психологическом тесте и все-таки не знать, что творится в голове и в душе ребенка.
— Тогда что в силах школьного психолога?
— Консультирование и общение с любой аудиторией, которая нуждается в совете, в проверке или же просто в моральной поддержке.
Психолог не ставит диагноза, он наблюдает и рекомендует. Бывали случаи, когда я решала конфликт увещеваниями, а случалось, что приглашала целые семьи и рекомендовала уйти на домашнее обучение.
— Может ли специалист вовремя выявить девиантного ребенка, предотвратить беду с его участием?
— Конечно, может. Психология этого поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом — дурно влияет на собственное развитие или на окружающих.
Девиантное поведение отнимает у человека мыслительный процесс, заменяет его инстинктами. В этом случае важно оказаться рядом и предложить участие, повлиять на человека прямо или косвенно.
Задача психолога — любыми человеческими и гуманными средствами вернуть ребенка, подростка на путь здравого суждения. Если тебе не жаль родных, учителей, то хоть подругу свою пожалей, она ведь, собственно, ко мне и обратилась! Главная причина девиантного поведения — недостаток внимания, и основная проблема — нормальная занятость взрослых.
— По каким вопросам чаще всего обращаются родители?
— По разным, нельзя определить этот диапазон жестко. Что прежде всего волнует ребенка и родителя? Нормальные условия для развития и учебы. Бывает, что на этой почве и возникает непонимание, которое я стараюсь преодолеть, общаясь. Причина, кстати, не берется из воздуха — она всегда в ком-то или в чем-то.
— Когда можно прийти за советом? На какую помощь психолога могут рассчитывать родители?
— Прийти — в рабочее время, а еще можно позвонить, и временные рамки будут шире. Я общительный и открытый человек, звоните!
Родители часто боятся услышать нечто ужасное в адрес их ребенка или их самих, всячески оттягивают момент контакта. Но я еще никого не напугала. Сколько работаю психологом — никто не был в ужасе.
За какой помощью ко мне можно обратиться? За трепанацией черепа! Шучу. За консультацией и только!
— Вы сами контактируете с родителями, если видите что-то необычное в конкретном ребенке?
— Я лично звоню родителям, когда считаю нужным. Однако лучше предупредить и классного руководителя, и заместителя директора, чтобы не возникло недоразумений.
— А чем психолог помогает учителям? Обращаются ли учителя за помощью и за какой именно?
— Учителям требуется меньше помощи, чем детям, они устойчивы и терпеливы. Однако срывы случаются. Здесь нужно вовремя подоспеть. У меня чутье. Я присматриваю за вновь поступившими на работу учителями и общаюсь с теми, кто уже работает давно.
У педагогов случается эмоциональное выгорание. Значит, нужно начать относиться к работе чуть проще, попробовать психологически менее затратные способы обучения.
— Бывают ли у психолога периоды, когда можно ничего не делать, или работа психолога — это вечный цейтнот?
— Периоды затишья случаются: когда никто ни с кем не конфликтует, учителя спокойно ведут уроки, и родители не обращаются. Да, выдаются дни, когда занимаешься чисто методической работой и никого не консультируешь. Но выпадает и такое время, что целый день только разбираешься: с родителями, с детьми, с учителями. Это как найдет!.. Луна виновата, солнечная активность, мороз и прочее, не иначе!
— Как вы думаете, школа со ставкой психолога отличается от школы без таковой?
— Ставка психолога — это повышенный уровень благополучия в школе. Заместитель директора по воспитательной работе или социальный педагог имеют все-таки другие функции в учебном заведении. Первый — чисто администратор мероприятий, второй ходит по домам сложных семей, а психолог — это такая духовная субстанция. Как священник, который своим видом и взмахом руки напоминает, что есть высшие силы…
Я ведь в школе ободряю, разбираюсь во внутреннем мире, копаюсь в мыслях. Улучшаю душевное состояние и детей, и взрослых.
— Спасибо за откровенный разговор!
Все-таки не зря в заголовке мы назвали Софию Бариевну космическим миротворцем. Во-первых, много лет она работала в военно-космической службе космодрома Байконур, а во-вторых, появляется она в классе всегда словно из ниоткуда.
Телефон: 42-42-75
Директор: Валерий Владимирович Черняков
Фото из личного архива героя материала.
Теги: психология, школа, школьный психолог