Открытые книги на траве

Где публикуют начинающих авторов?

Кто бы ни говорил о том, что литература в России находится в упадке, пишут в нашей стране многие — что называется, от мала до велика. Причем наблюдается даже «избыток культурного продукта»: зачастую его «поставщиков» больше, чем искушенных, воспитанных на хорошей поэзии и прозе читателей.

Конечно, немалая часть пишущих людей, особенно молодых, хочет, чтобы их произведения увидели свет. Большую свободу дает интернет: если лет 15–20 назад путь строк к чужим сердцам и душам был более чем извилист, всемирная сеть решает этот вопрос чуть ли не в один клик. Но публикация публикации рознь: некоторые абсолютно не гарантируют, что автор не то что талантлив, а хотя бы обладает какими-никакими литературными способностями, а некоторые являются бесспорным доказательством высокого качества текстов.

Член Союза российских писателей, автор 4 сборников стихотворений, лауреат литературной премии имени Ф.М. Достоевского Игорь Хохлов разбирает 6 разных способов публикации произведений начинающих авторов и рассказывает о плюсах и минусах каждого из них.

1 Интернет

Самым простым способом, как уже отмечалось выше, считается публикация стихов или прозы в интернете. Существует немало сайтов, которые позволяют выкладывать тексты без ограничений. Но стоит ли считать это полноценной публикацией? С таким же успехом (и часто так происходит на практике) молодые авторы создают паблики в социальных сетях, куда загружают свои новые творения и с нетерпением ждут читательского отклика.

2 Сборники под эгидой сетевых проектов

Некоторые сайты предлагают не только виртуальную площадку для поэзии или прозы. Есть спрос — есть и предложение: те же самые произведения могут выходить и в коллективных сборниках под эгидой того же сетевого проекта. Главное — поучаствовать финансово и предоставить тексты чуть лучше совершенно беспомощных и безнадежных. Правда, профессиональные авторы крайне скептически относятся к такой практике: конечно, и сами не участвуют, и другим не советуют. Однако те, кто буквально спать не может, а хочет видеть свои творения на бумаге, с радостью готовы «внести копеечку».

3 Зарекомендовавшие себя онлайн-площадки

При этом далеко не все сайты — это бесплатная площадка для публикации с минимальным редакторским вмешательством, а то и его полным отсутствием. Есть зарекомендовавшие себя площадки, на которые не так-то просто попасть.

Это практически те же литературные журналы, правда, существующие лишь на интернет-страницах. Здесь так же работают редакторы, корректоры, дизайнеры, как и в традиционных изданиях.

Дело в том, что издание бумажного журнала — дело довольно затратное и не всегда, что называется, рентабельное. Да и публиковать приходится с оглядкой на объем страниц.

4 Альманахи начинающих авторов

Нередко первая «серьезная», значимая публикация молодого автора, которую на самом деле можно засчитать — это появление его произведений в специальных альманахах, журналах, коллективных сборниках начинающих прозаиков и поэтов. Например, довольно часто они собираются по итогам семинаров молодых авторов разного уровня — городского, областного, всероссийского, международного.

Чем выше ранг семинара, тем более качественные, сильные стихи и проза печатаются в сборнике.

И в этом случае совесть автора полностью чиста: он не выкупил несколько страниц какого-нибудь полусетевого альманаха, а прошел на семинар и был удостоен публикации. Разумеется, эти тексты отбираются ридерами и редакторами.

5 Собственная книга

А почему бы не издать собственную книгу? Да, многие так и делают. При этом в литературной среде находятся как защитники, и так и противники такого метода. Те, кто против, считают — и зачастую обоснованно — что это те же рыночные отношения: человек пришел в издательство, заплатил — и самиздатовская книжка готова. Хочешь — продавай ее, хочешь — раздаривай. Но, по мнению других, в таком способе нет ничего зазорного: можно хоть от руки написать, главное, чтобы было талантливо написано.

6 Публикации в литературных журналах

Пожалуй, это главный показатель качества произведения и таланта автора. В лучших журналах сидят такие «зубры» и «мастодонты», которые буквально по нескольким строкам могут определить, годится ли текст для включения в номер.

Самые популярные «толстые» журналы, во многом потеряв читателей, получили иную ситуацию: громадную конкуренцию среди желающих опубликоваться.

Некоторые редакторы признаются, что публикациями на рассмотрение буквально завалены кабинеты, не говоря уже об электронной почте! Но это не значит, что у молодого автора совсем нет шансов очутиться в легендарном издании с богатой историей.

Главное — дерзать и не отчаиваться, если пришел отказ или попросту вам не ответили. Многие современные писатели первого ранга далеко не сразу начали печататься там, где они хотят и считают нужным.


Конечно, серьезная публикация — это приятное событие практически для любого автора. Это особое чувство, которое непросто сравнить с чем-то другим. Но есть риск впасть в зависимость от публикаций и начать писать, подстраиваясь под вкусы других, под формат определенного издания. Писатель ни в коем случае не должен изменять себе, пусть даже и в наш век, требующий не только таланта, но и крепкой деловой хватки. Совсем не обязательно торопиться и ждать, что ваши стихи или рассказы ждут «на том конце e-mail’а» или по тому адресу, куда ушло ваше бумажное письмо. В условиях, когда есть сотни отличных авторов, всем места, как это ни печально, в лучших изданиях не хватит.

Да, можно отчаяться после тридцатого отказа, но можно при этом, несмотря ни на что, развиваться и писать все лучше и лучше.

В любом случае, всех рассудит время: что-то в нем останется навсегда, а что-то — пусть на первый взгляд, незыблемое — канет без возврата.

Фото: pixabay.com/ru/users/congerdesign-509903/

Теги: литература, поэзия