5 преимуществ частной школы искусств
Занятия разными видами искусства — основа системы дополнительного образования. Наряду с государственными и муниципальными музыкальными и художественными школами существуют частные учебные заведения этой направленности, у которых есть свои сильные стороны, привлекающие учеников.
Об особенностях независимого творческого учебного процесса проекту «После уроков» рассказала Елена Остапенко, учредитель и директор школы искусств Renaissance Plus. Здесь занимаются вокалом, учат играть на музыкальных инструментах, дают основы живописи, предлагают курсы ораторского и актерского мастерства.
— Около семи лет назад мы открылись как школа искусств для взрослых, — делится Елена Анатольевна, — но быстро поняли, что взрослые охотнее платят за детей, чем за себя! И сейчас у нас занимается примерно поровну тех, кто еще не получил аттестат, и тех, кто уже работает или учится в вузе.
Что приводит людей в частную школу искусств? Попробуем разобраться!
1 Возможность начать в любом возрасте
Это действительно причина номер один. Мы постоянно встречаем таких детей и взрослых, которые достаточно поздно поняли, чему бы хотели научиться.
Бывает так, что ребенок уже вышел из возраста, когда его могут зачислить в первый класс бюджетной музыкальной школы, а мы принимаем, причем без вступительных испытаний. Есть среди наших учеников врач, экономист, строитель — все они пришли играть на скрипке, чтобы реализовать детскую мечту. Была даже группа 80-летних пенсионерок: сын одной из них оплатил занятия маме и ее подругам, и после годового курса они рисуют по зову сердца, причем отлично чувствуют цвет и композицию!
Отдельно выделим детей, которые ходят к нам параллельно с учебой в муниципальной школе искусств. Если там они занимаются строго по программе, то здесь педагог дает им больше в той же самой области.
Например, один наш ученик уже второй год занимается на хоровом отделении рядом с домом, а к нам недавно стал приезжать на индивидуальные занятия вокалом. Конечно, в такой комбинации он получит больше хорошей певческой практики.
То же самое с живописью: есть ребята, которые успешно заканчивают художественную школу, а у нас углубленно занимаются портретом, живописью маслом.
2 Круглогодичные занятия
Традиционно летом бюджетные школы искусств уходят на каникулы, а мы работаем! Всем желающим мы можем подобрать курс на месяц или на три месяца, а за это время можно многое освоить, особенно если заниматься интенсивно.
Летние уроки искусства особенно удобны тем, у кого учебный год занят другими серьезными занятиями — например, подготовкой к ЕГЭ.
Также этот формат подходит приезжим. Немало взрослых людей когда-то покинули Омск, но приезжают в отпуск к родственникам и совмещают отдых с учебой. Кстати, это дешевле, чем в столицах и в Новосибирске! У нас учатся даже из таких стран, как Израиль, Германия, Италия.
3 Индивидуальная программа обучения
Приходя к нам в первый раз, мамы часто говорят: «Я сама училась в музыкальной школе, это был такой ужас! Вы же не будете забивать голову моего сына классикой? Пусть просто научится петь песни у костра».
Мы можем пойти навстречу всем пожеланиям. Если ребенок хочет научиться исполнять конкретные вещи, педагог даст ему программные произведения для отработки техники и будет стараться выводить на любимые песни.
Нужно понимать, что если в качестве исполнительского идеала выбраны сложные композиции, то идти к ним придется этапами, сначала осваивая другие, более простые произведения. Но в любом случае занятия будут учитывать способности и желания ученика.
Если говорить о классических программах школ искусств, то у нас можно сократить сроки их освоения, не потеряв в качестве.
Одна девочка стала заниматься скрипкой с нуля в 8 классе. Приезжала дважды в неделю, и уже через 4 года ее пригласил в свой ансамбль скрипачей Геннадий Хабенский — заслуженный работник культуры России. Другая впервые прикоснулась к саксофону в 18–19 лет, а через три года занятий стала играть в духовом оркестре Государственного центра народного творчества. Возможно, диплом менеджера по туризму теперь ей совсем не нужен!
Встречаются и люди, которые ищут гарантий. Однажды голос по телефону спросил: «Что я научусь играть на гитаре за 8 уроков?» Увы, ответа на этот вопрос нет: чудес не бывает!
Даже одного занятия с профессиональным гитаристом достаточно, чтобы освоить посадку и узнать, как ставить пальцы для пяти аккордов. После этого человеку теоретически доступно большинство песен «у костра», но отрабатывать исполнение придется самостоятельно, а на это нужно время — кому недели, а кому и месяцы.
Мы также беремся за подготовку к поступлению в вузы: на худграф (живопись, дизайн, архитектура), на музыкальные, вокальные, актерские отделения. Это несложно, когда среди педагогов — члены Союза художников, активно гастролирующие исполнители.
4 Разветвленная образовательная траектория
Здесь лучше сразу перейти к примерам, чтобы было понятнее, о чем речь.
К нам можно прийти на вокал и параллельно начать осваивать фортепиано — в равных объемах. У нас можно досконально выучить песню в качестве гитариста и получить разовую консультацию педагога по эстрадному вокалу. А уже став хорошим исполнителем, можно взять несколько уроков ораторского мастерства, чтобы узнать, как общаться с залом, и отработать эффектное появление на сцене.
Именно частная школа искусств позволяет легко комбинировать самые разные занятия и мастер-классы. От разрозненных репетиторов она отличается особой творческой средой и коллективом специалистов разных направлений, которые знают и могут рекомендовать друг друга.
А если нужного ученику преподавателя нет в школе, администрация его найдет!
Кстати, для некоторых учеников мы становимся только начальной точкой творческого пути. Ежегодно приходят дети, которые по каким-то причинам не попали в муниципальные школы искусств. После нашей подготовки их с радостью берут на бюджетные места. Так, например, отзанимавшись у нас год, двое ребят прошли серьезный отбор в Омский государственный детский ансамбль, где занятия бесплатные.
Конечно, педагогам обидно, когда талантливые дети уходят. Но все вместе мы как школа хвалимся этим, гордимся, потому что уходят те, у кого есть прогресс и желание развиваться дальше, и именно мы вывели их на путь творчества.
5 Частые концерты и выставки
Мы даем ученикам максимум возможностей показать себя! Как и в бюджетных школах искусств, мы следим за конкурсами разного уровня и выдвигаем достойных учеников для участия. Нередко они занимают призовые места.
Круглый год мы проводим выставки в театрах и музеях, в кафе и торговых центрах — все это контакт со зрителем, столь необходимый начинающему художнику. Не припомню, чтобы бюджетные художественные школы делали это с такой же интенсивностью, как мы.
Также весь год мы даем концерты: на акциях «Ночь музеев», «Библионочь», на новогодних утренниках и других мероприятиях. Принимающая сторона ничего нам не платит, но не будем скрывать: для школы это прекрасная реклама!
Вообще концерт — это мощный тренинг для артиста, воспитание воли и уверенности в себе. Летом каждую неделю мы выступаем в парках, участвуем в городских праздниках и даже выезжаем с программами в загородные лагеря, если нам предоставляют автобус.
Среди наших направлений нет танцев, но мы дружим с хореографическими ансамблями и ставим совместные номера. Когда наши вокалисты поют вместе с танцорами, получаются целые мини-спектакли!
Вообще родители очень хотят, чтобы дети выступали перед большой аудиторией, целыми семьями приходят поддержать юных артистов. А вот взрослые ученики не всегда стремятся на сцену, у них другая мотивация: кто-то учится петь «для караоке», а кто-то осваивает саксофон, чтобы играть на даче по утрам «для себя».
— Частная школа искусств существует на деньги учеников и даже никаких налоговых льгот не имеет, — подытоживает Елена Остапенко. — Но в наших силах максимально разумно распоряжаться этими средствами, давать скидки тем, кто в них нуждается, и строить процесс обучения ярко и интересно. Уверена, что во всех городах подобные учебные заведения органично дополняют сложившиеся образовательные системы и вовремя помогают тем, кому они действительно необходимы.
Фото с отчетного концерта школы в 2018 году.
Теги: вокал, гитара, живопись, искусство, саксофон, фортепиано, школа искусств