Начинающие фотографы: учебные задания и правила съемки
В наше время, когда неплохие камеры встроены в каждый смартфон, многие считают, что учиться фотографии необязательно. Однако восторженные отзывы получают все-таки те, кто системно постигает основы фотоискусства или фотожурналистики.
В первой части материала фотограф и педагог Лариса Ивановская рассказала проекту «После уроков» о выборе аппаратуры и о содержании курса, который может проводиться в учреждении дополнительного образования. Продолжаем беседу о том, как проходят эти занятия.
— Лариса Викторовна, мы подробно поговорили о темах, а теперь хочется расспросить вас о процессе обучения.
— Работаем индивидуально и в группах, учимся общаться. Главная проблема фотографа, особенно юного — коммуникация. Значит, нужно учить взаимодействовать: с другими ребятами, с моделями, а на репортажных съемках — с окружающими. На зачетные занятия по портретной и жанровой фотографии приглашаю своих знакомых: детей, подростков.
Каждое мое занятие — это 20% теории (желательно в интерактивной форме) и 80% практики.
Ряд занятий посвящаю экспериментам: со светом, выдержками, ракурсами, взрывами зума, экспозицией, фактурами, предметами и др.
Часто использую фотоигры. В игре «Композиция» нужно по представленной на рисунке схеме найти подобную в окружающем пространстве и сфотографировать ее. Игра «Алфавит» — это съемка предметов вокруг нас на каждую букву алфавита. Можем усложнить и фотографировать эмоции или философские категории по алфавиту.
Игра «Сними с одной точки» всегда вызывает ступор. Дети сначала не понимают, как можно сфотографировать что-то путное, стоя на одном месте. А потом показывают 10 карточек и говорят с победной улыбкой: «Я думал, это невозможно. Я смог!»
Важны также задания на развитие воображения: снять белое на белом (или черное на черном), левитацию, праздник, радость; сделать повтор фотографии; найти сюжет по описанию и т.д. Здесь мозг должен работать на полную. Мне нравится, когда дети предлагают творческую идею и сами же ее пытаются реализовать.
Особо выделю фотоквесты. Всегда стараюсь придумывать непростые задания, когда нужно сыграть и индивидуально, и в команде, и с незнакомыми людьми договориться — получить от них подсказку (конечно, только в пределах дома творчества). Самое интересное: люди, включаясь в наш фотоквест, тоже узнавали новое. И часто звучало: «Да мы же каждый день мимо ходим, и не видели!»
Также необходимо коллективное творчество. Юные фотографы делают совместные проекты с ребятами из других детских объединений: с участниками английского клуба снимают Хэллоуин, с танцорами хореографической студии — зрелищные трюки.
Раз в полгода мы проводим отчетную фотовыставку в фойе, ее готовят сами дети. Нужно отобрать фотографии, придумать названия, скомпоновать выставку, написать аннотацию, все смонтировать и демонтировать через две недели. Серьезная работа.
— Выставка — это форма поощрения юных фотографов?
— Да, но не единственная. Кому-то достаточно выставиться в фойе и позвать родителей и друзей. Кто-то стремится увидеть свои снимки в печатных материалах дома творчества. Кто-то уже желает тягаться с увлеченными ровесниками на других уровнях: родного города или всей страны.
— Можно ли заниматься вне стен дома творчества?
— Можно и нужно! Только в городе удается практиковать съемку урбанистического пейзажа и архитектуры, стрит-фотографию и, конечно, репортажную съемку фестивалей и праздников.
Есть свои сложности. Чтобы официально выехать с воспитанниками, нужно оформить очень много документов. Но… мы все равно выезжаем. Перед выходом всегда провожу инструктаж по технике безопасности. Впрочем, чаще дети отрабатывают навыки съемки в городе самостоятельно (если возраст позволяет) или на прогулках с родителями.
Я же ставлю задачу: отснять материал, который соответствовал бы заданной теме и выбранному жанру. И еще всегда прошу принести один шедевр: неважно, будет ли он связан с задачей или получится спонтанно.
Кстати, погодные условия не должны мешать планам юного фотографа. Важно уметь настраиваться на сложные съемки в мороз и в дождь, проводить их достойно, поэтому мы совершаем «вылазки» из дома творчества и в такую погоду.
— Мы заговорили о шедеврах. Каковы критерии оценки детских работ? Как часто производится разбор полетов?
— Разбор полетов (работ) проходит на каждом занятии, чаще это групповой анализ. Я общаюсь с учениками и в социальной сети: иногда неважно, что уже полпервого ночи, если мои разъяснения помогут начинающему фотографу уснуть с правильными мыслями.
В каждой детской фотографии для меня главное то, что хотел сказать ребенок: что зацепило его и должно зацепить зрителя.
Оценивая каждую работу, сперва пытаюсь ответить на следующие вопросы:
1 Имеется ли сюжетный центр, рассказывает ли снимок историю?
2 Чем фотография отличается от подобных ей?
3 Повесила бы я эту карточку в своем доме?
Во вторую очередь обращаю внимание на технические аспекты:
1 Удалось ли сфокусироваться на главном?
2 Хорошо ли скомпонован кадр?
3 Видны ли детали в светах, полутонах, тенях?
4 Сочетается ли цвет с идеей?
5 Насколько естественна постобработка?
Таковы мои критерии. Критерии фотовыставок и фотоконкурсов немного другие, но смысл их тот же.
— Стоит ли загонять юных авторов в жесткие рамки правил?
— Мы часто говорим о правилах в фотографии.
Правила зачастую убивают творчество, но они же помогают зрителю понять увиденное. Правила нужны на этапе становления фотографа.
Наверное, для фотографа главное — найти золотую середину между общеизвестными правилами и индивидуальным стилем съемки.
— Где грань между авторским взглядом подающего надежды фотографа и действительно неудачным снимком?
— Когда мы, педагоги, говорим о некачественных снимках, мы должны привести доказательства того, что можно сделать лучше. Иногда это просто необходимо. Критерии, о которых шла речь выше, как раз призваны помочь обосновать точку зрения.
Да, здесь можно столкнуться с амбициями: «Я фотограф! Я так вижу!» Что ж, тогда задаем встречные вопросы: «Для кого ты это снял? Поймут ли тебя?», просим посмотреть на снимок глазами зрителя. Если в ответ слышим «А мне нравится!», то просим других людей поделиться мнением о снимке: педагогов, воспитанников дома творчества любых направлений, дружественных практикующих фотографов. Конечно, доля субъективизма в таких оценках всегда присутствует, нужно об этом помнить.
Подобные тяжелые диалоги случаются в течение учебного года. Но ни разу я не видела спорных фотографий на итоговом занятии, где нужно представить портфолио. Осознавали? Надеюсь, что так.
И немного о детях, которые пришли с чем-то своим интересным, которые уже отличаются от других, пусть и пока на уровне интуиции. Здесь главное — помочь выбрать лучшее и отшлифовать мастерство, выделить особенности стиля, дать возможность развиваться дальше.
Детская съемка всегда непосредственная, живая, этим она и привлекательна. Дети иногда видят и чувствуют больше: в их снимках много эмоций и экспрессии. В техническом аспекте они неоднозначны, но у них все впереди.
— В заключение поделитесь вашими правилами для начинающих фотографов?
— Охотно! Их семь:
1 Необходимо на 100% знать особенности техники, на которую снимаете.
2 Выбор (смена) аппаратуры зависит от того, что вы снимаете или планируете снимать.
3 Грамотно компонуйте кадр, следите за освещением.
4 Всегда готовьтесь к съемке вне зависимости от уровня ее сложности.
5 Снимайте, снимайте и еще раз снимайте! На занятиях — обязательно, дома — еще больше.
6 Насмотренность очень важна. Смотрите вокруг, смотрите, как работают фотографы, анализируйте то, как снимают они, и то, что делаете сами.
7 Помните главное: ни один снимок не стоит вашей жизни!
Ваши фотографии окружают вас повсюду. Нужно просто их увидеть.
— Спасибо за то, что поделились ценным опытом!
Фото: pixabay.com/users/ds_30-1795490/
Теги: дом творчества, подросток, фотография