Мальчик с фотоаппаратом в парке

Начинающие фотографы: аппаратура и содержание обучения

Искусству фотографии скоро исполнится двести лет, а интерес к нему растет с каждым годом. Система дополнительного образования предлагает авторские курсы для ребят, которые хотят попробовать себя в роли фотохудожника или фотожурналиста.

Собственным опытом обучения подростков с проектом «После уроков» делится Лариса Ивановская, педагог и фотограф со стажем.

— Лариса Викторовна, в каком возрасте дети начинают осознанно интересоваться фотографией?

— Интересоваться фотографией дети сейчас начинают рано, в 6–7 лет. Все благодаря техническому прогрессу. Наличие хороших фотокамер в мобильных телефонах позволяет им жить онлайн, буквально по минутам выкладывая свой день в социальную сеть в виде снимков и роликов. Многие в этом возрасте уже считают себя блогерами!

А вот задумываться о том, что там, на этих фото и в этих видео, начинают позднее, лет в 10–12. Именно в подростковом возрасте приходит понимание того, что съемка ведется для определенной аудитории, а темы можно выбирать осознанно.

Кстати, разбираться в технологиях фото- и видеосъемки они начинают примерно в это же время. До периода зрелого отрочества они — «экспериментаторы», многие «играют» в фотографов, кто-то приходит на занятия «за компанию». Как правило, такие ребята не задерживаются в кружке, понимая, что сделать фото — это не просто нажать на кнопочку, а в доли секунды увидеть и прочувствовать сюжет, мысленно скомпоновать кадр и только после этого зафиксировать мгновение.

— Какую технику родители должны обеспечить юным фотографам для старта? Многие считают, что это дорогое увлечение.

— В профессиональной среде шутят: «Если ты фотограф от бога, то можешь и на тапок снимать — получится». Но на самом деле техника фотографа — его глаза, его верный друг, камертон его чувств в момент съемки.

Конечно, не техника делает интересные снимки, а фотограф, техника лишь помогает ему в этом. Выбирая камеру для ребенка, первым делом я задаю вопрос «Что ты собираешься снимать?» Рекомендации зависят от ответа.

Например, для фуд-съемки или съемки друзей не всегда оправданно таскать с собой тяжелую зеркалку, а вот хороший компакт или камера в телефоне — то что надо!

Другое дело, когда ребята ответственно подходят к фотосъемке, их интересует сам процесс, они пытаются создавать художественные снимки. Это первый сигнал к покупке серьезной техники со сменной оптикой. Пусть и она будет сначала класса «для начинающих» — здесь все зависит от возможностей родителей. Да, у ребенка должен быть инструмент, отвечающий его потребностям, но не так важно, будет ли он профессиональным или любительским.

В моей практике были случаи, когда на первое занятие ребята приходили с навороченными зеркалками (родители могли себе позволить), но съемка на такую технику их не увлекала. Позже они с удовольствием занимались мобилографией.

Есть ситуации, когда быстрая дорогая камера с хорошим разрешением и набор разных объективов просто необходимы — это репортажная съемка, участие в серьезных фотоконкурсах и т.д.

Но повторюсь: снимать можно на что угодно, главное — знать, как это делать. Так что начинайте с того, что у вас есть, и лишь потом покупайте то, что вам действительно нужно.

— Расскажите о темах, которые формируют курс.

— Как правило, курс по фотографии длится от года до 3 лет. В системе дополнительного образования группы смешанные: обычно набирают детей в возрасте от 10–12 лет до 18 лет.

Планируя занятия, педагоги понимают, что первый год — это работа с начинающими фотографами. Самое главное в этот период — не убить интерес к фотографии, а, наоборот, развить его.

Все начинается с азов: история фотографии, знакомство с базовыми настройками (выдержка, диафрагма, ISO, экспозиция, режимы съемки, баланс белого и т.д.), теория и практика фотосъемки. В творческом плане изучаются базовые правила и приемы композиции, а также жанры, доступные для съемки: пейзаж, портрет, натюрморт, анималистика, репортаж, жанровое фото. Дети учатся кадрировать снимки, корректировать контраст и экспозицию в графическом редакторе. Пожалуй, на первом этапе это все, что может осилить ребенок, не перегружаясь.

В основном дети снимают там, где бывают: на улице и дома (в школе, на кружке). Это естественное и искусственное освещение (разного рода светильники), а также смешанное освещение (когда к свету лампы добавляется свет из окна). На особенностях этих источников света делается отдельный акцент.

Один из моих принципов обучения — всеохватность. Когда мы разбираемся с выдержкой, диафрагмой, экспозицией, то сразу смотрим, как все это работает на разной технике: от зеркального фотоаппарата до камеры в мобильном телефоне. Важно понимать особенности любого устройства, создающего фотографии.

Со второго года обучения программа усложняется. Продолжается освоение техники, ребята учатся пользоваться дополнительными аксессуарами для съемки.

Они также совершенствуются в съемке пройденных жанров, учатся снимать со вспышками, активно знакомятся с работами известных фотографов, изучают особенности их стиля. Появляется более глубокое понимание таких сложных тем, как цвет и свет.

Анализ фотографий становится неотъемлемой частью занятий. Кстати, замечено: это помогает писать сочинения по литературе!

В это же время ребята начинают работать над фотопроектами. Дом творчества — кладезь для занятий фотографией: можно делать портреты музыкантов и художников в их привычном окружении, практиковаться в предметной съемке, быть фоторепортером огромного количества мероприятий. Было бы желание.

Самостоятельное участие в проектах развивает творческий потенциал, самостоятельность, умение мыслить и анализировать весь процесс: от подготовки до съемки и последующей обработки материала.

К третьему году обучения можно добавить новые темы: макросъемка, постановочная съемка и позирование, ретушь, стрит-фотография, мобилография. Да, нам далеко до астросъемки, съемки новорожденных или fashion-фотографии, но познакомиться с ними не мешает. Мы же не знаем, чем в будущем заинтересуется подросток!

Я также рекомендую изучать законодательство, регламентирующее работу фотографа, этику и правила поведения при съемке. А к концу курса — поднимать философские вопросы, связанные с моралью и эстетикой.

— Какой материал детям дается лучше, какой — хуже?

— Теорию не любят однозначно! В любом возрасте. «А снимать сегодня будем?» — первый вопрос на первых минутах любого занятия.

Быстрее осваиваются темы, не требующие общения с людьми. Поэтому портрет и репортаж всегда сложны и в подготовке, и в съемке. Репортаж также вызывает трудности на этапе отбора фотографий, которые увидят зрители. Ребятам всегда кажется, что все снято отлично, им трудно выбирать из дублей, трудно отправлять в корзину смазанные карточки. Но, если есть желание, сложности их не пугают.

Сложности есть и у педагогов! Нам всегда трудно мотивировать детей на самостоятельную съемку вне помещения. Снимать на занятиях им интересно и просто: преподаватель покажет, подскажет. Дома же себя заставлять нужно. Не все с этим справляются. А ведь иногда именно вид из окна собственной комнаты дает тот самый пейзаж, который поможет победить в фотоконкурсе.

— Какие жанры дети любят, в каких «халтурят»?

— Как правило, дети выбирают для себя один жанр и считают, что это их призвание навсегда. Анималистика или пейзаж, репортаж или портрет — практиковаться в любом из них нетрудно. Но я стараюсь напрямую познакомить их с каждым жанром. Кто-то для себя отмечает: здорово, я могу и в другом направлении работать!

Распространенная ошибка юных фотографов — уверенность в том, что натюрморты, пейзаж и животных снимать легко. Натюрморты и пейзажи «не двигаются», а животные сами съемку вытянут, «они же такие милые»!

В итоге на первых порах в компоновке натюрморта — каша, пейзажи выходят плоскими и размытыми, а кошечки и собачки отворачиваются от камеры. Тут-то и начинается анализ, за которым следует тщательная подготовка к новым съемкам!


Читайте во второй части интервью: что представляют собой занятия, как оценивать детские снимки и какие правила съемки для начинающих Лариса Ивановская вывела исходя из собственного педагогического опыта.

Фото Виктории Бородиновой | pixabay.com/users/victoria_borodinova-6314823/

Теги: дом творчества, подросток, фотография