Что проходили в русской школе времен Петра I
XVIII век не зря назван веком Просвещения: именно в этом столетии в Российском государстве начала формироваться система народного образования и появилась светская школа.
Активная политика Петра I, его живое участие во всех сферах жизни требовали подготовки квалифицированных и образованных специалистов. Конечно, школы были открыты преимущественно для юных дворян — главного, привилегированного российского сословия.
Какие же предметы составляли программу обучения различных учебных заведений и почему были выбраны именно они?
1 Математика
Царица наук была, пожалуй, основным предметом петровского времени. В «цифирных школах» изучали, конечно, не только простейшую арифметику, но и более серьезные геометрию и тригонометрию.
Император справедливо считал, что юношам (а допускались только они) математика поможет как в экономическом деле, так и на военном и научном поприще.
Да и человеку, который должен разбираться в строительстве или промышленности, без этой точной науки — никуда.
2 Грамота
Юноша, умеющий считать, но не умеющий читать и писать, просто не мог быть выпускником школы петровского времени! Грамота изучалась еще в подготовительных классах, чтобы ученик, уже освоивший ее, мог шагнуть на следующие ступени познания наук и премудростей.
В начале века был введен гражданский шрифт, более понятный и легкий в написании, что помогло быстрее и проще обучать будущих специалистов.
3 Навигация и морское дело
Каждый человек, более или менее знакомый с русской историей, знает, что Петр I уделял особое внимание развитию флота и сам досконально знал строение различных судов, разбирался в инженерском деле и навигации.
Неслучайно в первом году XVIII столетия в Москве открылась Школа математических и навигацких наук.
Ее учениками стали мальчики от 12 лет — конечно, по большей части дворянского происхождения. Были и разночинцы; крестьянским же детям путь к «храму знаний», увы, был заказан. Ученики не только корпели на лавках и скамьях: будущие навигаторы проходили практику на кораблях почти три четверти года — с февраля по октябрь.
4 Астрономия
Не любопытства ради в школьное образование была введена астрономия. Правда, и она имела морской уклон и сугубо практическую направленность.
Ученый Генри Фарварсон, призванный Петром в Россию из Абердинского университета, составил пособия по астрономии и карты звездного неба, которые призваны были помочь мореплавателям.
Именно Фарварсон был руководителем тех русских юношей, которые становились гардемаринами (гард-де-маринами).
5 География
Эта естественная наука также играла особую роль в русской школе XVIII века. Конечно, ее роль не сводилась к механическому заучиванию заморских стран и городов, рек и морей.
География, в ряду других, была поистине государственной наукой: Петру требовались подготовленные люди, которые открыли бы для империи новые земли.
Не зря и в первой трети XVIII столетия, и позже особое значение придавали экспедициям. Например, император стал инициатором Первой Камчатской экспедиции, которая не только должна была «закрасить белые пятна» на карте государства, но и найти северо-восточные пути в Китай и Индию. Также участники экспедиций искали — и успешно — полезные ископаемые: серебро, уголь, графит.
6 Геодезия
«Сестра» географии, геодезия тоже была почитаема императором. Были необходимы толковые юноши и мужчины, занимающиеся точными измерениями.
Кто, как не образованные геодезисты, мог ответить на вопрос Петра, сходится ли Азия с Америкой?
О многом скажут факты: именно в XVIII веке географическая карта сменила древнерусские чертежи. В 1713 году увидел свет первый русский атлас. Он был издан в Гражданской типографии, открывшейся незадолго до того, в 1705 году. Начало первых инструментальных съемок в России пришлось на 1715 год.
7 Фехтование
В программе нашлось место и спортивной дисциплине — фехтованию. Можно предположить, что император, ориентировавшийся на европейские веяния, не мог устоять перед развитием этого довольно опасного, но притягательного занятия.
Из потехи и придворной забавы фехтование превратилось в серьезный предмет.
Педагогами, как нетрудно догадаться, были иностранцы. За успехи в «рапирной науке» юношам добавляли жалование. В Школе математических и навигационных наук фехтованию был отведен целый отдельный зал.
Нельзя сказать, что петровские учебные заведения были похожи на нынешние школы. Ни о каком всеобщем образовании речи не шло: счастливцами, которым выпала честь грызть гранит науки, были немногие. Школа имела явную практическую профессиональную направленность, но образование не было закостенелым: Петр поощрял появление новых трактатов, учебников, пособий, которые еще эффективнее бы помогали будущим специалистам.
Фото: pixabay.com/ru/users/stux-12364/
Теги: астрономия, география, геодезия, грамота, история, математика, морское дело, навигация, фехтование