Оценки в школьной тетради

5 предметов, по которым можно отменить оценки

Школьные отметки — особенность образовательной системы нашей страны, к которой привыкли все. Градация от двойки до пятёрки неизменна на протяжении десятилетий. А вот всегда ли оценки отражают реальные способности учеников — вопрос серьёзный.

Нужно ли оценивать школьников абсолютно по всем предметам? Нельзя ли по некоторым ввести зачёты, как в вузах? Проект «После уроков» не утверждает, что такие предметы сразу станут «второстепенными», а получение зачёта превратится в «лёгкую прогулку». Но мы предлагаем дискуссию о том, какие дисциплины менее всего подходят для измерения уровня их освоения по известной дифференцированной шкале.

1 Изобразительное искусство

Белый лист бумаги способен не только вдохновлять, но и пугать. Рисовать классически на 4 и 5 могут не все ученики, как бы они ни старались. Стоит ли ставить тройки и понижать самооценку тем ребятам, которым не удаётся или совсем неинтересно воплощать кистями и красками то, что требуется по программе?

Обвинить ребенка в «мазне» легко, а разглядеть за необычным рисунком мировосприятие трудно, да и не всегда педагогам хватает на это времени. Право на видение, на творчество по собственному убеждению представляется более важным, чем освоение техник и перебор заданных сюжетов.

2 Физкультура

Нечасто встречаются «универсальные солдаты» с прекрасными физическими данными и способностью быстро решать задачи по математике и грамотно писать изложения. Сила, выносливость, скорость реакции, хороший глазомер — сколько таких качеств можно встретить у традиционных отличников по «сидячим» предметам?

Невыполнение строгих нормативов ведёт к тройкам и двойкам, подрывает веру в себя и развязывает языки одноклассникам, которые получают лишний повод для насмешек над неспортивными ребятами. А ведь занятия физкультурой должны приносить приятную усталость и радость от хотя бы маленькой, но победы — и никак не желание прогулять или обзавестись липовым освобождением.

3 Музыка

Рисовать умеет не каждый, спортсменами все поголовно не становятся, и, разумеется, находятся ребята, кому «медведь на ухо наступил». Обладатели звонких и чистых голосов, способные подхватить любую мелодию, есть почти в каждом классе. Но есть и те, для кого пение в хоре — единственное спасение!

Многие современные учителя музыки понимают это и не снижают детям оценки даже при отсутствии музыкальности, если с усердием всё в порядке. Тем самым фактически они уже используют систему «зачёт — незачёт» в завуалированной форме.

4 ОБЖ и основы военной службы

Рядовой… извините, ученик Иванов справился с противогазом на секунду раньше Петрова и поэтому получает оценку «отлично», тогда как невезучий Петров остаётся с похвальной, но четвёркой. Опять всё решает бездушный норматив! А если у Кузнецова отклонение от «идеальных» цифр ещё сильнее, и итоговая тройка в четверти будет портить весь дневник и настроение родителей?

Есть над чем задуматься. То же самое и с ОБЖ: этот предмет в первую очередь даёт практические знания, которые важны в равной степени. В нашем мире нужно уметь внимательно переходить дорогу, быстро и организованно эвакуироваться при опасности, аккуратно пользоваться электроприборами… Список навыков можно продолжить. Но как определить, кто переходит дорогу на пятёрку, а кто едва на троечку?

5 Технология

«Труды», как по традиции называют этот предмет школьники, — последний кандидат в нашем списке на переход от оценки к зачёту.

Вот какой-то ученик обрабатывает уже четвёртый брусок и никак не может достичь желаемого, второпях со звонком сдаёт «недобуратино» учителю и под звонкий смех одноклассников получает тройку в журнал. Но он старался, а не мешал другим работать и не «зависал» в телефоне. Справедлива ли его оценка? А ученица, вышивка которой не так впечатляет, как работы других девочек, тоже заслуживает лишь удовлетворительной отметки?


Конечно, если переход на зачёты и состоится, то многие мечтали бы о подобном и для других дисциплин школьной программы. При желании подвести «доказательную базу» можно под любую отрасль знания. Мы обратили внимание на те предметы, в освоении которых велика роль природных способностей, а неудачи могут болезненно отразиться на социальном статусе ребёнка. Безусловно, поднятая проблема заслуживает внимания экспертного сообщества и продолжения дискуссии.

Теги: оценки, подросток, школа