Девочка на уроке в школе

Как освоиться в новой школе: советы детям и родителям

В отличие от класса в маленьком поселке, школьный класс в крупном городе редко остается неизменным все 11 лет обучения. Приходят новички, а ребята «первоначального созыва» уходят и тоже становятся новичками — но уже в другом коллективе.

Выделим основные причины, которые влияют на смену школ ребенком:

1 Частые переезды семьи (например, папа мальчика или девочки — военный, и поэтому живет и служит там, где Родина прикажет).

2 Несоответствие школы таланту (способностям) ребенка. Рано или поздно родители ученика понимают, что для наиболее полного раскрытия способностей их чада мало обычной, типовой программы в школе по месту жительства. Мальчик или девочка переходят в гимназию, лицей или школу с углубленным изучением предметов — с явным прицелом для поступления в хороший вуз и для нахождения в «своей среде».

3 «Вечный поиск» детей. Здесь играют роль не столь успеваемость, неуспеваемость или средние способности ученика, сколько поиск коллектива, в котором ему будет комфортно или, по крайней мере, нахождение в стенах школы будет наименее «болезненным». Как правило, такие ребята не умеют или не могут мимикрировать, остро чувствуют несправедливость, отказываются принимать общие «правила игры».

4 Неуживчивость, неумение вписываться в коллектив, агрессивное, отклоняющееся поведение ученика. Практически каждый учитель сталкивался с совершенно неуправляемым ребенком, которому «хоть кол на голове теши». Педагогам и администрации школы нелегко найти подход к таким детям и — нередко — к их родителям. Зачастую такие ученики меняют несколько школ, но мало где задерживаются. Причем речь не о детях особой заботы: причина кроется в свойствах характера и воспитании ребенка.

5 Излишняя родительская опека и недовольство мам и пап школьными порядками. Здесь как раз в роли «слабого звена» волей-неволей оказывается сам ребенок: возможно, в классе он чувствует себя неплохо, но родители из раза в раз «перебрасывают» его из школы в школу. Поводы могут быть более-менее существенными, надуманными, а могут вообще отсутствовать: некоторым взрослым доставляет удовольствие идти на конфликт с учителями и директором, обвиняя их в чем угодно. Тем самым они «режут по живому» своих детей, тасуя учреждения образования, как карты.

Так как же безболезненно и достаточно быстро суметь адаптироваться к новым реалиям? Каких ошибок не следует допускать ни детям, ни их родителям? Попробуем разобраться.

1 Бросьте все силы на поддержку ребенка. Далеко не каждый взрослый без стресса выходит на новое место работы или просто уезжает в командировку. Представьте, каково детям, которых ожидает полная неизвестность и добрых два-три десятка незнакомых сверстников! Добавьте к этому новых учителей, чужие школьные стены и двор, раздевалки, спортзал… Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять ребенка один на один с его новыми реалиями.

По крайней мере на первых порах мамы и папы не должны обращать внимания на успеваемость ребенка — куда как важнее лишний раз доказать, что семья — это место защищенности и покоя. Вместе с этим родителям нельзя быть навязчивыми и поминутно справляться о процессе «вливания» в класс. Ребят, особенно переходного возраста, это может сильно раздражать.

2 Подружитесь с классным руководителем. Педагог оценит, что родители не меньше ребенка переживают от смены обстановки и намерены ускорить процесс его «вписывания» в школу. Лучше, если познакомиться с условной Анастасией Петровной придут и мама, и папа. Им нужно деликатно узнать о микроклимате класса, проявить интерес к жизни школы, предложить свою помощь, внимательно выслушать учителя — словом, расположить к себе педагога, который станет более внимательно относиться к новичку.

3 Дайте ребенку «артефакт», придающий силу. На первый взгляд это смешно, но какой-нибудь амулет, значок, фигурка, сувенир, тайком положенный ребенку в портфель и обнаруженный им в школе, может повысить настроение новичка и даст ему понять, что маленькая частичка дома — с ним. Это может быть даже бодрая записка, вселяющая силу и уверенность!

4 Научите ребенка наблюдать. Не каждый сходу, придя в новый класс, может бросить: «Привет, я Костя, как дела, ребята?» Бывает, что и бывший лидер своего класса сначала присматривается, «прощупывает почву», прежде чем заявить о себе. А уж о робких, стеснительных ребятах и говорить не приходится. Поэтому мальчику или девочке нужно научиться оценивать обстановку и осматриваться, изучая своих новых одноклассников. Нужно понять, по каким законам живет это племя, выражаясь языком Киплинга.

5 Подготовьте ребенка ко всему. Дети должны знать, что их могут и не встретить с распростертыми объятьями, особенно в старших классах, когда все «притерлись» друг к другу за много лет.

Новичка «прощупывают» разными способами — где-то не сразу и мягко, где-то — едва он переступил порог класса и интенсивно. Разумеется, родители ученика должны знать о репутации новой школы, о порядках и нравах, царящих в ней.


Важно помнить, что новый ученик в классе — это всегда событие. Тем более, если 1 сентября он один представляет «пополнение». Вне зависимости от того, обычная или элитная школа открыла перед ним двери, ребенок будет испытывать волнение.

И здесь главное — не дать слабину, не выдать свою неуверенность. К сожалению, новые одноклассники могут жестоко посмеяться над этим. Также не стоит любые вопросы немедленно решать кулаками, действуя по принципу «Бей первым» или «Кто сильнее, тот и прав».

Следует учесть и современные реалии: вполне вероятно, что нового одноклассника моментально разыщут в соцсетях и станут «проверять на прочность». Особенно могут стараться владельцы «липовых» страниц, чувствуя свою анонимность и безнаказанность. Хуже всего новичку в этом случае паниковать, конфликтовать в сети и отвечать хамством на хамство. Конечно, принять в виртуальные друзья можно всех одноклассников, но при необходимости следует не боясь заблокировать обидчика.

Фото: pixabay.com/ru/users/klimkin-1298145/

Теги: новичок, психология, школа