Улдуз Мамедова исполняет индийский танец на юбилейном концерте студии «Файруз» (Омск)

Индийские танцы: искусство для целеустремленных

Танцевальное искусство Индии находит поклонников и последователей по всему миру. Россия не исключение: здесь любят и ценят хореографию этой уникальной страны, проводят конкурсы индийского танца и растят достойную смену тем, кто сейчас выходит на сцену.

О нюансах занятий индийскими танцами мы говорим со Светланой Широковой — руководителем студии индийского и восточного танца «Файруз».

— Светлана, расскажите, что значат танцы для Индии, и что — для вас?

— Любой танец имеет свою историю, и чем глубже она уходит в прошлое — тем сложнее, богаче и изысканнее это танцевальное искусство. При всем моем уважении к другим танцевальным стилям, для меня индийский танец не просто вне конкуренции — это наикрасивейший, сложнейший и безумно полезный вид танцевального искусства из всех, потому что он неразрывно связан с духовностью.

В мире происходят глобальные перемены, а в Индии до сих пор чтут танцевальные традиции. Позволю себе перефразировать известную поговорку: «Скажи мне, кто твой бог, и я скажу, кто ты».

Танцевальное искусство в этой стране зародилось в глубокой древности — около 5 тысяч лет назад! — и достигло высочайшего развития. Считается, что мир был создан танцующим богом Шивой, и танец в храмах изначально нес роль молитвы.

Танец в Индии был своеобразным способом общения с богом — в отличие от многих других стран, где в силу разных причин танцы провозглашались грехом, причем долгое время. Взять, например, нас: высшее сословие допетровской Руси считало танец делом позорным и недостойным порядочного человека. Например, о жизни бояр столицы XVII века в летописях остались такие строки: «Они не любят пляски и думают, что она унизительна для их важности». Печалька, как сейчас говорят.

Но давайте вернемся к теме разговора. Только представьте, какого уровня будет танцевальное искусство страны, в которой даже бог — самый великий и искусный танцор?

Храмовые танцовщицы — девадаси — ритуально выдавались замуж за бога и почитались в качестве его земных жен. Веками они хранили классическое искусство танца, которое стало неотъемлемой частью богослужения. Так развивались стили бхарата-натьям и кучипуди.

И по сей день танцы в Индии рассматриваются как способ гармонизировать эмоции и тело. Это духовная практика, схожая с йогой.

Правда, нужно танцевать с полной отдачей и преданностью, чтобы достичь совершенства. Поэтому когда я хочу помолиться, я иду танцевать. И этим все сказано.

— В каком возрасте стоит начинать заниматься? Когда родители увидят первые результаты занятий?

— Я принимаю детей от 6 лет. Первые результаты проявляются уже через полтора месяца, и дальше по нарастающей. Обучение строится по принципу «от простого к сложному».

Для меня как для преподавателя главный результат — когда ребенок начинает танцевать «чисто»: четко слышит ритм, темп, характер музыки; точно, правильно и выразительно исполняет все элементы; когда он способен передать эмоциональный смысл танца… И самое главное — когда при всем этом он получает удовольствие!

— Как разглядеть талант? Что важнее: талант или целеустремленность?

— Слово талант, между прочим, изначально означало вовсе не природные способности, а меру веса. Это была денежная единица, равная примерно 25 килограммам серебра. Так что я рассматриваю понятие талант как вложение. Это то количество способностей, что нам отмеряно на эту жизнь, которые мы обязаны развить (а не зарыть в землю).

Каждый из нас имеет множество талантов и склонностей, но далеко немногие способны целеустремленно работать, чтобы раскрыть их. А это работа, для которой целеустремленность нужна безусловно.

Сидя на диване и мечтая, себя не проявишь. Так что я согласна с классиком, который сказал: «Талант сам по себе бесцветен и имеет окраску лишь в применении».

Классический индийский танец — это огромный труд. Месяцы тренировок необходимы, чтобы отточить каждое движение, а заниматься следует упорно и постоянно.

— Есть ли обязательные требования к тем, кто начинает обучение?

— Любовь к танцу! Упорство. И поддержка родителей. Остальное приложится — мной (смеется).

— А что воспитанницы получают «на выходе»?

— В первую очередь — оздоровление всего организма! Ибо польза от занятий индийским танцем просто феноменальная. По технике индийский танец — один из самых сложных в мире: работают все группы мышц, ведь в танце задействованы и руки, и ноги, и шея, даже брови и глаза.

Ритмические движения под музыку создают такую физическую нагрузку, которая помогает организму бороться с болезнями, даже серьезными. Танец, например, снижает давление и успокаивает нервы.

Индийские танцы отлично разрабатывают кисти и запястья, плечевые и тазобедренные суставы, тренируют вестибулярный аппарат и укрепляют сердечно-сосудистую систему. Они даже способны исправить зрение, в чем я убедилась лично на себе!

Большую часть детства я проводила за книгами и мольбертом, соответственно очки и кривой позвоночник себе обеспечила — а вместе с ними и кучу подростковых комплексов. Однако после нескольких лет занятий индийским танцем обнаружила, что зрение незаметно стало на единицу выше, а диагноз «сколиоз» мне сняли. Осанка исправилась полностью!

Вы только вдумайтесь: в южноиндийском стиле кучипуди, который мы изучаем, существует 24 типа движений одной кистью, 14 типов движений обеими кистями рук, десятки движений руки целиком!

Движения глаз, бровей, носа, шеи, груди, ног — все продиктовано строгим каноном. Добавьте знаменитые жесты и мимику, и получите одну из самых сложных для исполнителя хореографий мира.

Отмечу еще один положительный аспект. Индийские танцы можно исполнять в любом возрасте, а противопоказаний по здоровью практически нет.

И второе. «На выходе» мы имеем высокий (с точки зрения исполнительского мастерства) танец, а точнее — репертуар танцев. Воспитанницы владеют множеством уникальных навыков экзотического искусства, а также основами актерского мастерства и культурой сценического поведения. Им присущи красота и нежность, грация и выносливость — я могу перечислять бесконечно!

— Какие затраты неизбежно несут родители, помимо оплаты обучения?

— К стандартной тренировочной одежде (футболка и штаны: плечи и колени должны быть закрыты, также мы не занимаемся в топах) потребуется купить личный музыкальный инструмент — ножные колокольчики гунгру, их мы заказываем из Индии. Пара ножных браслетов стоимостью порядка 2 тысяч рублей приобретается фактически на всю жизнь.

Костюмы и украшения мы также заказываем из Индии: в России сложно воссоздать подобное великолепие орнаментальной вышивки, либо это будет безумно дорого. Нижняя планка цены детского костюма — 5–7 тысяч рублей.

Ну и самые приятные расходы связаны с конкурсами! По достижении определенного уровня мои ученицы начинают соревноваться с другими исполнительницами. Требуется оплата конкурсных взносов (от 400 до 1 000 рублей в зависимости от номинации и уровня конкурса), проезда, проживания в хостеле. Выезжаем, как правило, дружной командой: и дети, и родители ждут этих «приключений» и азартно готовятся к ним. «Файруз» — постоянные победители межрегиональных и международных конкурсов!

— Спасибо за интервью! Желаем новых увлеченных воспитанниц и новых конкурсных побед!

Адрес: ул. Лизы Чайкиной, 3а (музыкально-педагогический колледж)
Телефон: 8 960 984-43-10
Сообщество в соцсети

На снимке — Улдуз Мамедова, ученица Светланы Широковой. Фото Дмитрия Рудакова.

Теги: индийские танцы, танцы, танцы народов мира, хореография