Спортивный гимнаст на кольцах

Спортивная гимнастика для всех и каждого

Заниматься спортом нужно всем, ведь реалии современной жизни подталкивают нас к развитию на протяжении всей жизни. Будет ли это гимнастика, атлетика, многоборье или их разновидности — вопрос личного выбора каждого человека. Первую тренировку для ребенка чаще всего выбирают родители!

Об особенностях спортивной гимнастики проекту «После уроков» рассказал белгородский тренер Сергей Балан.

— Сергей Иванович, что для вас как тренера спортивная гимнастика?

— Скажу без преувеличения: это образ жизни! Первые упражнения на уличном турнике между двух деревьев я пытался повторять за братом. А ловкость, координированность, периферическое (боковое) зрение развивали мои тренеры по игровым видам спорта, борьбе, плаванию, легкой атлетике.

Спортивной гимнастике мы обязаны особым, «техническим» складом мышления, взвешенными, точными движениями, гармонично развитым телом. Она оттачивает внимательность, сосредоточенность, формирует рефлексы. Это ежедневная борьба с гравитацией, внешним и внутренним несовершенством, болью в мышцах и суставах. Гимнастические упражнения активно задействуют моторную и сенсорную системы, которые помогают усвоению нового материала, развивают память.

— Как проходят тренировки по спортивной гимнастике?

— Тренировки проходят по утвержденным программам в строгом соответствии со спортивными стандартами. В тренировочном процессе сочетаются основные и подводящие упражнения. Последние — это облегченные, упрощенные части сложных гимнастических элементов, упражнения на развитие вестибулярного аппарата, координации движений.

На современном этапе развития спорта большое значение придается восстановительным мероприятиям (активный отдых, занятия другими видами спорта, сауна, массаж и другое). Здесь основной принцип — использовать метод суперкомпенсации (привыкать, адаптироваться к нагрузке, когда то, что выполнялось с большим усилием, становится легким и выполняется как бы в общем расслабленном состоянии).

Эффект роста тренированности, повышения спортивного результата больше связан с постоянством тренировок и планированием, чем с максимальными нагрузками.

— Приходят ли в спортивную гимнастику из других видов спорта?

— Переходы между видами спорта происходят нечасто. Причины чаще социально-бытовые, психологические. Многое зависит от того, насколько дальновиден спортсмен, какие цели ставит перед собой. Неправильный начальный выбор, ошибки или особенности развития человека приводят к снижению удовлетворенности и поиску чего-то нового.

Идеальный вариант из будущего — использовать генетическую экспертизу, которая выявит предрасположенность к определенным видам спорта. Она доступна в настоящем, но для большинства людей стоимость слишком велика.

— Можно ли заниматься как бы «для себя», не претендуя на медали соревнований?

— Теоретически это возможно: по договоренности с тренером, по обоюдному согласию. Но кто же откажется от радости побед и от ощущения счастья, которое накрывает в результате преодоления трудностей?

В результате постоянных тренировок формируется здоровый спортивный фанатизм, привычки. Роль тренера во всем этом — помочь, направить, уберечь.

— В интернете встречаются статьи о серьезных травмах гимнастов. Все ли так ужасно? Может ли тренер обезопасить спортсмена от несчастных случаев?

— Тренеры могут и делают тренировки безопасными! Ежегодно все спортсмены проходят спортивную диспансеризацию и получают допуск к профессиональным занятиям. Производится контроль физиологических параметров и психологического состояния.

Для объективной оценки серьезности спортивного травматизма давайте сравнивать с бытовым, профессиональным травматизмом или с травматизмом на транспорте! Как вы думаете, какая статистика шокирует нас больше?

Как в других видах деятельности, со спортивной гимнастикой связано много мифов, но существует и объективная реальность.

Уровень знаний в области спортивного травматизма в настоящее время достаточно высок. Внедряется телемедицина, используются многие другие инструменты, которые сводят риски к минимуму.

— Можно ли тренироваться без спортивных снарядов — дома, например?

— Дома тренироваться можно и нужно! Учитываем уровень физического развития, физическое состояние, опыт и суть конкретной решаемой задачи. Особенность спортивной гимнастики в части акробатических упражнений, подводящих упражнений — это возможность использовать вес собственного тела в различных положениях в пространстве.

В домашних условиях используют или воспроизводят доступный инвентарь и оборудование: перекладины, брусья, отягощения, «стоялки», эспандеры.

— Кстати, а почему у мужчин и женщин разные спортивные снаряды?

— Различные наборы спортивных снарядов сложились исторически, с учетом половых, индивидуальных физических особенностей спортсменов. Технические особенности современных снарядов — результат развития спортивных идей и научно-технического прогресса.

— Что можете сказать о расходах, которые несут родители юного спортсмена?

— Их можно разделить на 4 группы.

Первая группа и самые большие затраты — это спортивное питание! Только я имею в виду простые натуральные качественные разнообразные продукты и чистую воду без газов.

На второе место поставлю спортивные, бытовые вопросы: одежда, обувь, экипировка.

На третьем месте — финансирование спортивного образа жизни: дополнительные расходы на участие в спортивных, культурных, летних оздоровительных мероприятиях.

На профессиональном уровне затраты переходят в иную плоскость. Иногда необходимо привлекать специалистов для решения специфических задач: дополнительные тренировки, в том числе по другим видам спорта, наблюдение у медицинских специалистов по вопросам профилактики, восстановления после нагрузок, оплата услуг менеджеров (агентов).

— Верно ли утверждать, что спортивная гимнастика незаслуженно менее популярна, чем та же художественная?

— Это вопрос личного выбора. Понимаете, все индивидуально: и конкретный вид спорта, и каждый выполняемый спортивный элемент, и, конечно же, люди! Все зависит от особенностей мышления, желаний, склонностей, опыта, полученной информации и т.д.

Если мы хотим сравнить спортивную и художественную гимнастику, необходимо определить общую содержательную часть, внешне видимую и внутреннюю составляющие, вникнуть в детали.

Сделать выбор можно только на личном уровне — при качественной проработке информации об этих видах спорта с учетом принципов добросовестной конкуренции, сравнивая объективные, измеряемые показатели и субъективные ощущения.

Отмечу, что маркетинговая программа художественной гимнастики в настоящем однозначно ярче.

— А в чем преимущества спортивной гимнастики перед другими «гимнастиками»: той же художественной гимнастикой, аэробикой, акробатикой?

— И преимущества каждый определяет для себя сам. Это также зависит от способов сравнения, опыта, предпочтений, уровня знаний.

Даже похожие элементы в спортивной гимнастике, художественной гимнастике, спортивной акробатике, спортивной аэробике выполняются по-разному. Например, начальный простой прыжок с двух ног выполняется с различной интенсивностью, из различных исходных положений, по особой траектории и с учетом связки со следующим спортивным элементом.

Существует около 6 миллионов вариантов движений, но только несколько тысяч упражнений мы используем как тренеры по разным видам спорта и как спортивные судьи.

— И последний вопрос, Сергей Иванович. К каким взаимоотношениям между наставником и воспитанником нужно стремиться?

— Я начну отвечать издалека, если вы не против. Не так давно социологи пришли к выводу, что счастливым человека делают близкие люди. Первый круг — около пяти человек, с ними у нас самые глубокие, доверительные взаимоотношения. Второй круг — до 150 человек, это близкое окружение, с которым мы лично общаемся. Оба круга — противоположность многочисленному поверхностному общению виртуально и по телефону, которое часто не приносит нам радости.

Тренер — однозначно человек из близкого круга общения спортсмена! Во многом именно в его руках здоровье и счастье самого воспитанника, родителей воспитанника и всего близкого круга их общения!

Для меня и спортивный результат — это количественный показатель уровня счастья, здоровья и всесторонней развитости спортсмена.

Помните, как сказано в фильме: «Счастье — это когда тебя понимают»? Так давайте дружно заниматься спортом, помогать друг другу и делать своих близких счастливее!

— Спасибо за интервью!

Адрес: ул. Королева, 2к
Телефон: 52-70-36
Директор: Юлия Васильевна Хоркина

Фото: pixabay.com/ru/users/skeeze-272447/

Теги: гимнастика, спорт, спортивная гимнастика