Народная песня: исследовать, исполнить, сохранить
Традиции семьи и предков — не последнее, что определяет путь развития ребенка, особенно если это традиции музыкальные. Некоторые родители считают это направление настолько важным, что приводят детей в студии народного творчества.
О том, как исполнение русского, славянского фольклора встраивается в современное искусство, проекту «После уроков» рассказывает Евгения Комаровская — музыкант, исследователь и педагог, руководитель нескольких самобытных коллективов, среди которых — детский ансамбль «Славяне» и взрослый этнопроект Kanva.
— Евгения, разговор о традиции начнем с традиционного вопроса: ребята какого возраста уже могут приходить к вам на занятия?
— Возраст самого юного моего ученика — 4 года. А знакомить с традицией детие начинают еще раньше: колыбельные, сказки, потешки мамы используют с рождения. Поэтому дети, которые начинают заниматься в фольклорном коллективе, как правило, имеют желание заниматься именно этим направлением. Все-таки народный коллектив отличается от других ансамблей — и репертуаром, и костюмами, и необходимым фундаментом.
Традиция — это не только пение. Это и знакомство с основными принципами игры на архаичных инструментах, во многом диковинных для современников. Это и создание определенного образа на сцене, для чего нужна не только аутентичная одежда, но и умение в ней находиться, двигаться. Чтобы заниматься всем этим в наше время, нужно иметь любопытство, упорство, отвагу, внутренний стержень.
— Занятия расширяют кругозор?
— Не столько расширяют, сколько углубляют: ребятам становятся понятнее, как устроены наша жизнь, общество, они начинают по-другому относиться к дружбе, семье, роду. Народная традиция заметно влияет на формирование качеств характера.
— Народные песни очень разнообразны по жанрам. Какие поют в «Славянах»?
— Практически все: обрядовые, календарные, бытовые, лирические… Мы берем те песни, которые хорошо подходят нашему возрасту, голосу, и пробуем, разучив, сохранить их. Участникам коллектива от 5 до 15 лет.
Работая с репертуаром, дети обращают внимание на текстовые особенности (диалект), мелодическую и фонетическую составляющие. Так они знакомятся с народной культурой в целом, стремятся разобраться в истории, обычаях и устоях наших предков. Исполнительская манера — даже в адаптированном или измененном варианте — очень непроста, и, еще раз подчеркну, нужно иметь большое упорство и большую любовь к этому виду творчества.
— Как вы подбираете репертуар и работаете над ним?
— Я стараюсь подбирать материал «не запетый», изучаю сборники, материалы этнографических экспедиций. Сама я — ученица известного этнографа, профессора Ефима Яковлевича Аркина.
Детского фольклора заметно прибавилось в последние годы. Разучивая материал, придумываем вместе с ребятами разные инструментальные пространства. Слушаем, как реагирует зритель, думаем, что нового дадут нам эти песни, будут ли они интересны аудитории и через 10 лет?
Каждая песня — это открытие, даже раскрытие, ведь она идет от самой души, прочувствованная и пережитая человеком. Мы не только разучиваем песни, мы их исследуем.
Если мы остановили выбор на каком-то материале, он должен заметно отличаться от того, что уже есть в нашем репертуаре. Это сложная работа.
— Как часто проходят концерты?
— Концерты — это наша радость! Лучше бы их было больше. Сейчас в среднем до четырех раз в месяц. Надо все успевать: и к выступлениям готовиться, и новое изучать.
— Чем, помимо пения, занимаются ребята на репетициях?
— У нас есть несколько программ. За несколько лет в «Славянах» участники знакомятся с несколькими видами уникальных мастеровых инструментов.
Начинают с шумовых: посох дождя, ложки, трещотки, флажки, посевной молот и др. Потом берутся за струнные: балалайка, гусли, гудок. Затем — за духовые: флейты, окарины, свирели. Также начинают более глубокие эксперименты с голосом.
— А музыкальное образование необходимо?
— Хорошо, когда оно имеется, но если его нет — не беда. У нас лишь у некоторых за плечами классическая музыкальная школа, остальные осваивают инструменты без музыкальной базы. Все умения ребята получают здесь.
Не удивляйтесь, но вырастить исполнителя «с нуля» именно под народные песни получается выигрышнее для народных песен.
— Откуда ваши сценические костюмы?
— Костюмы мы шьем сами, точнее — шьют родители детей, причем делают они это, придерживаясь правил. Костюм — важная информационная составляющая, ведь по нему (по его элементам) — по фартукам и головным уборам — можно понять, замужем ли исполнительница, есть ли у нее дети или это девушка на выданье.
— Можно ли узнать финансовую сторону вопроса?
— Затраты довольно значительные: в итоге обувь взрослого исполнителя-мужчины может стоить 3 тысячи рублей, рубаха — 2 тысячи, порты — 1,5 тысячи, кушак — от 3 тысяч… Малышам одежда обходится дешевле, но они растут! Вы как родитель смогли бы вложить больше? А еще нужны средства на изготовление или покупку музыкальных инструментов… Вот и получается, что сами занятия для учеников бесплатны, но сопутствующие расходы неизбежны.
— Больше мальчиков или девочек приходит заниматься?
— Больше девочек. Из мальчишек во взрослых коллективах остаются единицы, но это действительно увлеченные и талантливые юноши. Отмечу, что у парней в подростковом возрасте меняется голос, и это тоже фактор, влияющий на их выбор творческого пути.
Вообще этнопроект Kanva сложился из ребят, которые освоили многолетнюю программу ансамбля «Славяне», выросли и решили продолжить дело юности — вплоть до участия в серьезных конкурсах.
— А много ли существует конкурсов для исполнителей народных песен, все ли вам подходят, как далеко приходится ездить?
— Много, но подходят, конечно, не все. Проходят они в совершенно разных частях страны каждый год: «Вятские узоры» в Кирове, «Мир Сибири» в Шушенском, тувинский фестиваль «Устуу-Хурээ»…
Участие в конкурсах обязательно — это дошлифовывает исполнение. Когда видишь, как можно иначе, то можешь сравнить, что-то изменить, улучшить, а иногда и упростить.
— Похвастайтесь победами на конкурсах, мы читали о многих!
— Давайте остановимся на недавних. Весной 2017-го на конкурсе «Казанские узоры» в столице Татарстана гран-при получила Kanva, а в декабре уже «Славяне» привезли международную премию Artis-2017 из Санкт-Петербурга. В Северной столице в номинации «Вокал» состязалось 76 коллективов и более ста солистов. Мы составили конкуренцию хорам, эстрадным и джазовым исполнителям, рискнули выступать без микрофонов, и у нас все получилось!
— На конкурсе Artis вас лично признали лучшим педагогом по вокалу.
— Это приятно, конечно, но только время покажет, как я умею учить пению. Когда ребенок, занимавшийся у меня, станет взрослым и приведет в фольклорный коллектив своего ребенка, чтобы снова прожить все это, но уже «с другой головы», — вот тогда станет понятна та самая ценность педагогического труда.
— Желаем вам обязательно стать свидетелем такого развития событий!
— Спасибо. И приходите на наши концерты — там все намного понятнее, чем в нашей беседе!
Фото Дмитрия Рудакова.
Теги: вокал, народная песня, народные инструменты, традиционная культура, фольклор