Рисование: когда начинать занятия и какова роль родителей
Нет такого ребенка, который ни разу не пробовал себя в рисовании. О роли творческих занятий в раннем развитии детей проекту «После уроков» рассказывает Илона Романова, декоратор и педагог дополнительного образования с 10-летним стажем.
— Итак, родители готовы отдать ребенка в художественную студию, но сами никогда не учились рисовать. На что обратить внимание при первом знакомстве с организацией?
— Во-первых, важна личность наставника. Обязателен диплом о профильном педагогическом образовании. Желателен преподавательский стаж, и пусть он будет большим. Лучше всего, конечно, прийти по личной рекомендации родителей детей, ранее занимавшихся у этого педагога.
Во-вторых…
…хорошая студия требует хорошего оснащения: мебель для работы с детьми (а не взрослыми!), аудиовизуальная техника для лекций и демонстраций, а также мольберты, стеллажи для сушки керамики, шкафы для натюрмортного фонда и многое другое.
В-третьих, помещение должно быть светлым, теплым и хорошо вентилируемым. Принципиально соответствие санитарным и противопожарным нормам, и пусть организаторы занятий предъявят соответствующие документы. Огромный плюс — наличие гардероба и места для ожидания родителей.
В-четвертых, важна безопасность детей, ведь любая студия несет за них ответственность по закону. Видеонаблюдение, тревожная сигнализация — меры предосторожности никогда не бывают лишними. И, конечно, в студии не место посторонним!
— В каком возрасте вы рекомендуете начать заниматься систематически? Когда стоит ждать первых результатов?
— Если говорить о занятиях рисованием, то не ранее 4 лет, хотя некоторые малыши готовы удерживать внимание уже в 3,5 года. Как правило, ребенок знакомится с карандашами и красками еще раньше, но для этого достаточно родителей.
Когда ребенок попробовал разные материалы и понял, как ими пользоваться в собственном творчестве, можно говорить о первых результатах обучения. Ощутимые результаты придут позже и будут заметны по уровню познавательной активности, умению работать в нужном темпе, развитой зрительной памяти. Вообще критериев больше, но основные я назвала.
— Можно ли сказать, что рисованием должны заниматься дети только с определенными наклонностями?
— Конечно, наши занятия прежде всего интересны ребятам, которые любят создавать поделки: лепить, клеить, складывать детали в целое. Но…
…всем дошколятам и младшим школьникам нужны занятия изобразительным искусством! Не верьте мифам о необязательности подобных уроков, для маленьких детей это главный и основной предмет.
Если, как мы уже говорили, ребенок способен удерживать внимание, обладает хорошим воображением, ему будет комфортно обучаться в группе. А детям с задержками в развитии и гиперактивным детям подходит только индивидуальная форма обучения.
— Что должен уметь ребенок, чтобы начать заниматься?
— В основе обучения начинающих — принцип «Делай, как я»: учитель показывает, а ребенок самостоятельно воспроизводит, пусть по-своему. Поэтому я выделяю три умения:
1 Умение непрерывно находиться в деятельности хотя бы 20–30 минут.
2 Умение концентрировать внимание.
3 Умение повторить действие за педагогом.
— Как определить, что педагог и студия выбраны верно?
— Прежде всего стоит обратить внимание, с каким настроением ребенок идет в художественную студию. Если он не испытывает радости от творческих занятий, то одного желания родителей «отдать на рисование» будет недостаточно.
Опытный наставник в течение одного-двух занятий тестирует ребенка, чтобы рекомендовать образовательную траекторию.
Если выясняется, что ребенок невнимателен, слабо справляется с заданиями, то ему еще рано в группу: необходимы предварительные индивидуальные занятия, на которых педагог всегда рядом с ребенком и постоянно контролирует процесс обучения. Такие занятия помогут изменить ситуацию, и путь в группу будет открыт.
Группы формируются не только по возрасту, но и с учетом начальных навыков, поэтому в них разновозрастные ребята.
Это очень важный принцип! Если навыков ребенка недостаточно, то нахождение в коллективе продвинутых сверстников чревато заниженной самооценкой, чего, конечно, следует избегать.
Более развитые дети способны справляться с заданиями для тех, кто старше, вот они и учатся вместе. При этом старшие ребята чувствуют себя лидерами, заботятся о младших, что в итоге благотворно влияет на всех.
— Расскажите, как проходят занятия.
— Залог успешного обучения — дисциплина. Хороший педагог умеет держать дистанцию с воспитанниками и не допускает вольностей в поведении, чтобы никто никому не мешал заниматься.
Каждое занятие имеет цели и задачи, продумывается до мелочей. Недопустимо начинать урок словами: «А давайте сегодня просто порисуем», необходим системный подход.
Дошколята занимаются по 45–60 минут, на более длительных уроках они устанут. 4-летние ребятишки хорошо работают красками, но линия им еще неподвластна. Графические задания начинаются с 5-летнего возраста. В 6–7 лет дети осваивают почти все виды художественного творчества.
Школьникам необходимо 90–120 минут, иначе они не успеют закончить учебное задание! Конечно, такие занятия проводятся с переменой, чтобы ребята могли переключиться, подвигаться.
— Могут ли родители быть полезны ребенку, который учится рисовать?
— Родителям я всегда говорю одно: добиться результатов можно только регулярными занятиями. Поэтому…
…главная задача родителей — обеспечить посещаемость!
Какие-то серьезные дополнительные занятия с воспитанником художественной студии не возбраняются, но особой необходимости в них нет.
Важно другое: совместное творчество детей и родителей улучшает отношения в семье, ребенок навсегда сохранит в памяти воспоминания от такого общения. Не ссылайтесь на занятость и усталость, найдите время порисовать вместе!
— Играет ли роль талант в художественном творчестве?
— Одного таланта никогда не было достаточно для становления художника, иллюстратора. Одаренные, но ленивые дети поначалу опережают погодков, но вскоре остальные догоняют и перегоняют их в развитии. А «таланты» так и стоят на месте.
Даже обычная целеустремленность без природного таланта может принести плоды, хотя это потребует гораздо больших усилий и времени.
— Какие качества развивает художественное творчество?
— Трудолюбие и терпение, способность видеть и наблюдать. Ребенок с развитой мелкой моторикой — это ребенок с образным мышлением, богатым воображением и красивой речью.
А еще наши занятия учат позитивно смотреть на мир, получать радость от жизни. Это уже немало в наше время.
— Спасибо за содержательный диалог!
Рисунок Дастана Умиртасова, 6 лет.
Теги: раннее развитие, рисование, творчество