Актуально: лучше ли учиться удалённо?
Массовое обучение школьников на удалёнке — грандиозный опыт наших дней. Не только учителя и учащиеся, но и родители с головой погрузились в школьные дела и проблемы, все вместе осваивают программу в соответствии с требованиями ФГОСов, решают демонстрационные тесты ЕГЭ и выполняют заданное учителями.
Время изоляции — как некий всеобщий урок. Несомненно, нам предстоит чему-то научиться за эти недели и месяцы.
По соцсетям распространяются записи замученных карантином сотрудников школ и их близких, родителей и детей с высказываниями об этой сложившейся стихийно ситуации. Очень много возмущённых, расстроенных голосов.
Есть и внезапные озарения: оказывается, школа — та самая обычная школа, кому-то надоевшая, для кого-то нелюбимая или вовсе ненавистная, — она для чего-то очень важного, очень нужного в повседневной жизни!
И когда наконец школу откроют, дети туда не просто пойдут, а побегут вприпрыжку (так обещают некоторые юные пользователи соцсетей), чтобы радостно обнять одноклассников; и будут любить уроки, и уважать учителей, и самостоятельно, честно выполнять домашние задания!
У Фёдора Михайловича Достоевского в романе «Идиот» главный герой, князь Лев Мышкин, рассказывает о своём товарище, который был приговорён к смертной казни. И в последние мгновения, стоя на эшафоте, он представил, что будь у него вторая жизнь — он бы её прожил не по-прежнему: ни одной минуты бы зря не потерял, даром не истратил. Но когда случилось помилование, и тот человек остался жив, то жил после, всё так же тратя попусту драгоценное время, минут не считая.
Классик описал в этом эпизоде романа собственный жизненный опыт: это он сам был приговорён к расстрелу и помилован, он сам обещал в последней, как ему тогда представлялось, молитве каждую свою минуту обратить в целый век. Но жил дальше вовсе не так, как хотел бы и как требовал от себя в тот драматичный миг.
Не так ли и мы, пройдя через опыт всероссийского карантина, вскоре забудем данные самим себе обещания? Вернувшись к привычной жизни, будем вести себя привычным образом?
В действительности мы все сейчас прикоснулись к истории, не больше и не меньше. Мы вместе переживаем то, что будем вспоминать и осмысливать до конца своих дней как особое, уникальное событие.
И один из значимых факторов, который будет иметь долгосрочное значение и влияние на школьное образование в будущем, — несомненно, удалённое обучение школьников, с помощью цифровых технологий, современных средств коммуникации. По-прежнему уже не получится.
Цифровая школа настигла нас внезапно и теперь останется с нами навсегда. Нет нужды давать пустые обещания относительно скорого будущего — оно уже здесь. Вернувшись в классы, школьники теперь всё равно будут больше времени проводить в цифровой образовательной среде. А для учителей информационно-коммуникационные технологии станут более привычным рабочим инструментом, чем были до исторической эпохи борьбы с новым вирусом.
Мечтаете о школе, друзья? Хотели бы вернуться за парту?
Фото: pexels.com/ru-ru/@julia-m-cameron
Теги: дистанционное обучение, информатика, школа