Педагог и творчество: как сделать каждый урок уникальным
Педагог — это работа с предметом, работа с детьми и работа над собой. Я — Виктор Власов, учитель английского языка. Уже восемь лет передаю ребятам накопленные навыки речи, знания грамматики и лексики языка Шекспира и Байрона.
Не все удается так, как запланировано, ведь каждый класс — живой организм. Но старание никто не отменял, да и терпение тоже. Я за творческий подход на каждом уроке.
В школе у меня большая нагрузка, ведь я муж и отец, кормилец семьи. Устаю, конечно. Но после уроков нахожу силы на общение с семьей, на спортзал, и все это поднимает настроение, дает тягу к жизни, к самореализации.
Творчество как подпитка
Нельзя только работать, стараясь обеспечить семью. Человеку необходима и эмоциональная подпитка. Считаю очень важным быть значимым — для коллег, для учеников, для других людей вокруг. Как «спасаюсь» я? С помощью творчества. Еще народный учитель СССР Владимир Караковский утверждал, что «творчество педагога — важнейший признак педагогической культуры».
Творческий учитель — это человек, который мыслит нестандартно и умеет оригинально мотивировать ученика. Пусть даже незаметно для себя! Мне часто приходится с огоньком решать педагогические задачи: создавать новые алгоритмы поведения в знакомых ситуациях, находить новые способы использования привычного инструментария. И как бы трудно ни было, это помогает развиваться!
Двойка карандашом
Когда ребенок мешает учителю на уроке, не стоит сразу звать классного руководителя. Можно просто честно оценить его работу в конце урока.
— Виктор Витальевич, с двойкой в журнале я и дальше буду бездельничать и мешать остальным, — заявляет один лоботряс из седьмого класса.
— Я поставил двойку карандашом, — отвечаю я. — Ее можно или стереть, или обвести ручкой. Тебе решать, как мы поступим с этой оценкой!
Нужно дать ученику возможность для маневра. Доброта поможет ему одуматься и поверить в свои способности.
Хотите злого педагога?
Урок начался, но шестиклассники ведут себя отвратительно, как будто учителя вообще нет в кабинете. Хорошо, спрячусь по-настоящему: сажусь, прислоняюсь спиной к кафедре и замираю, словно специальный агент из видеоигры.
Через пару минут воцаряется тишина. Девочка-отличница находит меня и удивленно спрашивает, что случилось. Я громко, чтобы услышали и другие ученики, шепчу ей, что если с классом не справлюсь я, то пришлют другого учителя — злого и очень вредного. Он всем понаставит двоек, заведет группу в социальной сети, пригласит в нее родителей и о каждой детской шалости станет рассказывать в подробностях. Есть у меня знакомый, который работает именно так!
— Виктор Витальевич, мы больше не будем баловаться! — обещает заводила.
— Не будете баловаться? А давайте тогда заведем специальный журнал, и ты будешь фиксировать поведение на каждом уроке, — предлагаю «мальчишу-плохишу», вновь вставая за кафедру. — Я даже куплю особую тетрадку с героями аниме на обложке. Какой мультфильм выберем?
— «Стальной алхимик»! — шестикласснику понравилась эта идея. — Или «Кровь триединства»?
— Выберу самую красивую. А ты к концу четверти исправишь оценки по предмету! Если возьмешься за ум сейчас, через две недели подарок будет у тебя. И о поведении не забывай.
Детей важно мотивировать! Если тетрадки попросит вся группа, то лучше пообещать всем: в конце концов, приобрести целую стопку можно с помощью родителей, рассказав обо всем классному руководителю шестиклассников. Придумать план и воплотить его в реальность — работа сложная, творческая, но дети, я уверен, надолго запомнят и меня, и мою спонтанную идею.
«Дуэль» со старшеклассниками
И силу никто не отменяет, но сила — ни в коем случае не насилие. А вот соревновательный дух может и должен поддерживаться на уроках в любых здоровых проявлениях.
Если старшеклассники мешают мне вести занятие, я вызываю их «на дуэль»!
— Хотите баловаться на моих уроках до самого выпускного? — я просто вне себя от поведения подростков. — Тогда победите меня в армрестлинге!
— Ничего себе, Виктор Витальевич! — спортивные, мускулистые девятиклассники принимают вызов и предвкушают легкую победу. — А можно нам сделать видео?
— Можно, можно, — соглашаюсь я с улыбкой. Они еще не знают, что я постоянно хожу в спортзал, а некоторые хитрости армрестлинга перенял у профессионального тренера.
Каждого девятиклассника я последовательно побеждаю и левой рукой, и правой, и все это происходит на уроке. Ребята затихают, перестают переглядываться. И смущенно удаляют видео, которое начинали снимать с таким энтузиазмом.
Творчество в этой ситуации — терпение, изобретательность, сила воли. Мы боролись в полной тишине, ведь «дуэли» с учителем английского у них никогда не было. И после проигрыша, как гласил уговор, самые отъявленные бездельники открыли учебники и с головой ушли в задания.
И сейчас старшеклассники просят посоревноваться с ними на руках. Стараюсь всем уделить время. Это — один из способов выделиться, привлечь внимание к личности учителя, заслужить уважение.
Английский язык — другой такой способ. Я могу увлечь их культурой, обычаями других стран. Еще способ — привести ребят в мир журналистики. Начать можно с заметок для сайта школы, где большинство материалов — мои. Я также пишу рассказы и повести, печатаюсь, участвую и побеждаю в литературных конкурсах. И каждому, кто захочет узнать, каково это — совмещать работу учителя-предметника и творчество, я охотно отвечу на все вопросы!
Виктор Витальевич Власов
Канал YouTube
Страница в социальной сети
Фото предоставлено автором материала.
Теги: психология, творчество, школа