Рука ребенка на клавишах фортепиано

Вундеркинд: юный гений или жертва чужих амбиций?

В успехе каждого маленького лауреата огромная часть заслуги принадлежит его родным, близким, которые создают ребёнку идеальные условия для занятий, во всём ему помогают и всячески поддерживают. Бывает, что стимулом для этого служит неверный свет грядущей славы.

В повести для подростков «Мой брат играет на кларнете» Анатолия Алексина семиклассница Женя решает посвятить свою жизнь старшему брату Лёве, в котором видит будущего великого музыканта. Себя Женя сравнивает с сестрой А.П. Чехова, Марией Павловной, — образцом преданности и самопожертвования. Ради брата она отодвинула на второй план собственный талант художницы и всю жизнь посвятила заботам о писателе, а после его смерти — увековечиванию памяти великого родственника. И всё это — совершенно бескорыстно.

Героиня же повести Алексина, как «будущая жертва», считает себя вправе распоряжаться братом и вмешиваться в его личную жизнь. На что Лёва в итоге замечает, что деспоты превращают в жертвы тех, ради кого готовы пожертвовать своей жизнью.

Пианистка-вундеркинд Полина О. прославилась в годы перестройки. Её отец, любитель музыки из среды творческой интеллигенции, считал, что сам не смог сделать карьеру музыканта только из-за травмы руки. Но будто бы поклялся, что его дочь станет великой пианисткой. И много сил посвятил реализации этой идеи.

Им была разработана собственная программа воспитания, которая не оставляла девочке времени не только на досуг и обычные игры в рамках нормального возрастного развития, но даже на общеобразовательную школьную программу. До 12 часов в день Полина обязана была музицировать.

Склонность девочки к музыке и природные способности очень помогли ей в тот период. Из-за невозможности физически выполнять программу, назначенную отцом, девочка развила импровизаторский талант. С раннего школьного возраста она давала большие концерты, наполняя их наряду с классическими произведениями композициями собственного сочинения — построенными по аналогии с произведениями великих и крупных композиторов. Выступала не только с симфоническими и камерными оркестрами, но и с модными тогда (и до сих пор) музыкантами-авангардистами, играющими фри-джаз.

В то же время она не знала некоторых элементарных вещей, которые известны всем ученикам музыкальной школы. Вплоть до того, что знаменитая юная пианистка не владела правильной техникой игры, из-за чего страдали её руки, позвоночник, весь растущий организм. В 13 лет девочка сбежала от деспотичного «воспитателя».

Благодаря резонансу, который получила эта история, Полину взялись переобучать опытные педагоги, чтобы она смогла в будущем нормально строить свою исполнительскую карьеру, не во вред здоровью. Отец на обвинения общественности в применении изуверских методов «воспитания» вяло оправдывался, что без насилия не было бы Моцарта и других великих музыкантов.

Позднее Полина написала автобиографическую книгу, ставшую бестселлером. Её отец жив; одно время занимался обучением других юных пианисток: несмотря на скандальную славу и отсутствие у него музыкального образования (он не владеет даже нотной грамотой), матери приводили своих девочек, чтобы он из них сделал новую Полину. Ни в одном случае это не удалось.

Полина — известная концертирующая пианистка. Выступает как сольно, так и с ведущими оркестрами России и мира. Занимается благотворительностью, в том числе в сфере сохранения здоровья музыкантов, продления их творческой жизни. За свой труд получает восторженные овации и признание слушателей и коллег. Браво, маэстро!

Кто больше вкладывается в талант — сам юный музыкант или его родители? Играли в детстве на музыкальных инструментах? А своих детей отдали бы в школу искусств?

Фото: pixabay.com/users/matthiasboeckel-3930681/

Теги: вундеркинд, литература, музыка