Недовольная, злая гримаса

Школьная травля. Время подумать о будущем

Пока дети не ходят в школу, есть возможность присмотреться к одной болезненной проблеме школьных коллективов. В последнее время её называют на западный манер — буллинг. Но это далеко не новое явление, оно хорошо нам известно как травля.

Как и большинство других общественных процессов и явлений, школьная травля стала заметнее с развитием соцсетей, с повышением прозрачности общества вообще.

Ответственно сказать, стало её меньше или больше в современной России, трудно: систематические исследования этой проблемы стали проводиться только в последнее десятилетие. Более доступны данные из-за рубежа, и они показывают тенденцию к снижению насилия в мире в целом, не только насилия психологического, по сравнению с 1990-ми годами.

В нашей стране в связи с этой темой, как правило, сразу вспоминают фильм Ролана Быкова «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли. Советский писатель Владимир Железников в повести, по которой был снят фильм, рассказал историю своей маленькой родственницы, которая взяла на себя чужую вину, из-за чего и стала объектом травли в школе.

Героиня произведения и у Железникова, и у Быкова выходит моральным победителем в той неоднозначной ситуации. Но в жизни так случается редко, и жертве школьной травли требуется профессиональная помощь психолога, социального педагога.

Кроме того, зачастую необходимо отдаление жертвы от обидчиков, то есть — перевод в другую школу или на домашнее обучение.

Но дети, которые столкнулись с буллингом, в первую очередь обращаются не к психологу, даже не к родителям. Они ищут ответы на свои вопросы в интернете. Различные некоммерческие организации, которые занимаются психологической помощью подросткам, проблемами социального мира в учебных и других закрытых коллективах, предлагают обучающие ролики и поведенческие модели для преодоления ситуации буллинга.

Однако в этом популярном видео главный герой не просто ботаник, «клетка-жилетка». Это профессиональный психолог, человек артистичный и с харизмой, уверенный в себе. Смоделированная им ситуация, в которой он задействовал случайную девушку из зала, не сможет помочь попавшему в беду реальному старшекласснику, которого травят ровесники. Главная мысль, которая должна быть доведена до нуждающихся в психологической помощи школьников: обратитесь за помощью.

Именно сейчас, когда нет занятий в школе, время для решения проблемы тех детей, для которых карантин оказался спасительной передышкой, кто отчаянно рад не ходить на уроки, не видеться с одноклассниками. И если вы вдруг заметили это, значит, нужна ваша помощь.

Не каждому дано стать супергероем и обратить на свою сторону группу жестоких сверстников. Кому-то нужен другой коллектив, чтобы начать строить взаимоотношения со сверстниками с нуля.


Участвовали когда-нибудь в школьной травле? Приходилось ли вам быть в роли жертвы, агрессора или свидетеля?

Фото: Andre Hunter | unsplash.com/@dre0316

Теги: безопасность, подросток, психология, травля, школа, школьный психолог