Девочка с венком

Дети и актерское мастерство: история одного монолога

— Недавно я перечитала произведение Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», — делится Наталья Трофимова, режиссер детского театра. — И вроде читала его еще будучи школьницей, да и позже встречалась с ним не раз, но как-то не придавала значения одному интересному фрагменту.

Перечитала момент, где Оксана, разглядывая себя в зеркало, разговаривает сама с собой и еще раз утверждается в своей красоте и привлекательности, делая вид, что у нее все же есть в этом какие-то сомнения. Я даже пересмотрела это место в фильме и в мультфильме.

Гоголевский монолог

Предложив этот эпизод девочкам театральной группы 12–15 лет, я получила очень разное отношение к прочитанному.

Некоторые девчонки возмутились самолюбованием персонажа и увидели в этом высокомерие. Кому-то сцена понравилась тем, как Оксана свободно восхищается своими достоинствами, пусть и внешними. Были девочки, которые сразу же почувствовали себя, по их словам, как бы «другого сорта».

Почему оценки были такими разными? Ведь Гоголь, скорее всего, хотел показать, насколько интересна его героиня. Проанализировав отношение девочек к прочитанному, я вдруг поняла: каждая примерила на себя эту роль, совершенно не задумываясь об этом.

Я сделала для себя такие наблюдения. Каждая девочка индивидуальна. Одна легка на подъем и быстро находит нужные слова в любой ситуации, другая медленней реагирует, боясь совершить ошибку, и ждет подсказки преподавателя, у третьей невысокая самооценка, и она сразу почувствовала себя «гадким утенком» на фоне любующейся собой Оксаны.

Когда я попросила прочитать монолог, девочки читали от лица героини! Выходит, далеко не все смогли бы сыграть роль Оксаны, даже если бы этого очень хотелось руководителю коллектива.

Привожу этот пример не для того, чтобы еще раз доказать индивидуальность каждого человека, а с позиции режиссера и педагога. Далеко не все согласились взять эту роль при возможности. Знаете, почему? Потому что очень сложно играть того, кого ты не понимаешь и не принимаешь внутренне.

Как же тогда актеры способны играть самые разнохарактерные роли? В чем секрет? Ответ прост: актерская жизнь не состоит из одной сыгранной роли. Говорю именно «жизнь», потому что роль можно «примерить», что в данном случае и сделали девочки, а вот «прожить» ее — это гораздо сложнее.

Своего героя нужно понять, разобраться, как он поступает в разных жизненных ситуациях. Конечно, этому не один год обучают в специальных учебных заведениях. У нас же любительский театральный коллектив, где не так много возможностей углубиться в фундаментальные основы лицедейства. Но и мы занимаемся актерским мастерством. Что же это такое?

Актерское мастерство для дошколят

Актер — это человек, который играет роль, мастерство — набор средств, методов, даже, возможно, «актерских фишек», которыми нужно владеть качественно, филигранно. Сыграть роль — это собрать воедино все то, что известно о персонаже, понять все его внутренние качества и личностные запросы. Сложно. Но!

Если мы предложим роль Оксаны не девушкам 12–15 лет, а девочкам 5–6 лет, у них, скорее всего, не возникнет затруднений. Дети дошкольного возраста — великие актеры, они быстро запоминают и как губка впитывают то, что видят и слышат. Им гораздо легче произнести этот монолог, потому что они не вкладывают в него свой жизненный опыт, свои подростковые комплексы.

Дети помладше гораздо проще относятся к «проживанию» роли, которую им дают. Им достаточно знать основные характеристики героев: лиса — хитрая, заяц — трусливый и так далее. Характер и настроения они передают, опираясь на опыт наблюдения за поведением других детей и взрослых: вредная девочка, веселый мальчик, злая Баба-яга и др.

Любой педагог по актерскому мастерству ведет детей от простого к сложному. Конечно, чем больше опыта, тем интереснее ребенок сможет сыграть роль, становясь старше. Лиса станет уже не просто хитрая, в речи появятся оттенки, жесты станут более сложными. Это справедливо и в отношении других ролей, даже самых необычных. Спросите у ребенка, о чем думает, к примеру, стул? Ребенок расскажет и с помощью интонации даже изобразит настроение стула.

Разумеется, я говорю о детях, которые уже начали обучаться актерскому мастерству. С какого возраста стоит начинать? Отвечу так: чем раньше, тем лучше, потому что актером не становятся на уроке. Это целая система из наблюдений, рассказов, проб и много чего еще.

Родителям не нужно углубляться в чтение учебников по актерскому мастерству и методик, для этого существуют специализированные кружки и студии, часто даже при детских садах. Стартовав как можно раньше, вы поможете своему малышу раскрыть актерский талант. Успехов в этом нелегком деле!

Теги: актерское мастерство, литература, подросток, пятилетний ребенок