Куколка с короной на голове

Записывать ли ребенка 5 лет в 5 кружков одновременно?

Многие родители ждали начала осени, чтобы побывать на организационных собраниях всех заранее выбранных кружков для детей. Стоит ли заниматься несколькими направлениями параллельно? Разобраться поможет Наталья Трофимова, преподаватель педагогики и психологии, музыкальный руководитель и режиссер детского театра.

— Знаете, а ведь ребенок верит в сказки! — восклицает Наталья Михайловна. — Верит в события, которые происходят со сказочными персонажами, даже если они идут вразрез с реальностью: например, когда волк проглатывает бабушку и Красную Шапочку, а потом их целыми и невредимыми вынимают из волчьего живота. Вот и мне хотелось бы сегодня начать разговор с одной многозначительной сказочной истории. Именно сказочной истории, а не сказки, потому как случаются такие истории в жизни, рассказываются и трактуются по-разному и, самое главное, имеют совершенно неожиданные последствия.

Сказочная история

Жила-была одна женщина. И был у нее сын. Решила она завести себе еще одного ребеночка, и родилась девочка — хорошенькая, миленькая. Целых 4 года мама растила ее, наряжала в красивейшие платья, закрывала глаза на детские шалости и ни в чем не отказывала — благо, запросы тоже были еще детскими. Конечно же, мама очень хотела, чтобы дочь чувствовала себя принцессой, и делала все для этого.

Но вот принцессе исполнилось 4 года, и мама поняла, что пора куколке постепенно превращаться в царственную особу. А царственные особы, как мы знаем из сказок, не только прекрасны, но и умны, а также красиво двигаются, поют, говорят — если, конечно, они настоящие принцессы. И задумала мама начать обучать дочку всем необходимым премудростям.

Когда принцесса уснула, мама нашла в интернете множество различных занятий, а утром обзвонила организаторов и узнала подробности. Но вот беда: кружков оказалось так много, а предложения были такими заманчивыми, что маме захотелось, чтобы дочка обладала если не всеми, то большей частью умений, которым ее могут научить.

Тогда мама решила так: раз в неделе 7 дней, то как минимум в 3 кружка можно успевать ходить 2 раза в неделю. А еще маме понравился удобно расположенный бассейн: посещать его хотя бы 2 раза в неделю — тоже прекрасная идея!

Составив расписание на 6 дней и оставив один выходной для семьи, мама твердо решила начать водить принцессу на занятия. Старший сын занимается спортом и уже сам ходит на тренировки, так что все внимание можно уделить дочери.

Наступила первая неделя дополнительного образования. Мама даже забыла, что принцесса ходит еще и в детский сад. Но ведь он совершенно не мешает вечерним кружкам и утреннему бассейну! «Все-таки я молодец! — думала мама. — Теперь, когда 6 дней в неделю у дочери интересные развивающие уроки, в будущем ее точно ждет успех!» Ежедневно после 5 вечера мама забирала девочку из садика, кормила ее перед занятиями и вела на вокал, на хореографию, на рисование, а еще 2 раза в неделю ранним утром — в бассейн.

Так прошел сентябрь, а за ним и октябрь. Наступило время, когда вечером стало совсем темно и прохладно. Возвращаясь домой по неосвещенным переулкам, девочка никак не могла понять, почему раньше им не приходилось ходить по темноте. Ведь она думала, что с заходом солнца наступает ночь и все должны готовиться ко сну…

В ноябре юная принцесса разболелась… сильно. Кашель, насморк. Ест плохо, играет мало. Мама, конечно, начала ее лечить, ведь она же должна заботиться о ее здоровье. Но вот беда: не хочется пропускать кружки, там ведь столько нового и интересного для ребенка!

В декабре стало получше, девочка вернулась во все 3 кружка и бассейн. Началась подготовка к новогодним утренникам. Мама была довольна: ребенок постоянно при деле, всегда занят, обучается.

Новый год встретили с радостью: утренники в саду и во всех трех кружках, море подарков. Потом наступили каникулы, когда всей семьей можно побыть дома, отдохнуть от 4-месячного образовательного марафона.

И вдруг новогодние каникулы кончились. Эх, как же не хотелось снова каждый день следовать осеннему расписанию: утром в детский сад, вечером в кружки, возвращаться затемно, поздно готовить ужин… Да и дочь что-то приболела снова. Тогда мама решила, что девочка вернется в кружки в начале февраля: она же умненькая, все быстро наверстает.

Наступил февраль, а с ним и привычный ритм жизни. И вот однажды вечером, ожидая ребенка в полутемном коридоре учреждения дополнительного образования, мама вдруг поняла, какой это тяжелый труд — водить дочь в несколько кружков.

Совершенно не остается времени на себя, некогда просто поваляться с ребенком на ковре, собирая пазл. Тут еще и педагог по хореографии не ставит девочку в номера, да и по вокалу пока нет особых достижений. А бассейн перед садиком больше утомляет, чем оздоравливает…

Думала мама, думала и придумала: оставить только один кружок по вечерам 2 раза в неделю, а остальные дни просто проводить дома! Но какой же выбрать? Вокал? Хореографию? Рисование? Девочке-то уже 5 лет! Не за горами и школа, нужно к ней начинать готовиться, а это очень серьезно. Голова у мамы шла кругом, но трудное решение пришло само собой.

Как-то пригласили юную принцессу на день рождения к другой девочке, подружке по детскому саду. Праздник был замечательный: аниматор, подарки, угощения, сюрпризы.

Аниматор проводил одну очень интересную игру, где дети должны были похвастаться своими талантами: кто и что умеет делать лучше всех. Игра была интересной, но… наша принцесса совсем не горела желанием хвастаться своими талантами. Игра ей оказалась в тягость: ей хотелось кататься на горке, играть в мяч, прыгать на батуте, болтать с девчонками о своих игрушках и детских делах.

Маме это очень не понравилось! Ничего себе, столько времени потрачено на кружки, а ребенку и похвалиться нечем! Между тем именинница блистала вовсю: пела, танцевала и даже умело пририсовала нос снеговику с завязанными глазами.

Мама очень удивилась, узнав о том, что именинница не записана ни в один кружок, а ходит только в детский сад. Разве в детском саду могут научить ребенка хореографии, вокалу, техникам рисования так, как в специальных кружках?

В голове мамы все как будто перевернулось. Кружки… да плохо там учат, раз ребенок ничего не смог показать, не вспомнил ни одной песни, ни единого танца! Мама была очень опечалена и даже немного разозлилась на педагогов дополнительного образования. И тут она решила: бросаем кружки и ходим только в бассейн!

Наступил март. Стало привычным ходить в бассейн 2 раза в неделю в вечернее время. Стало привычным, что после детского сада ребенок еще часок задерживается на детской площадке. Кружки остались в прошлом, потерпев поражение. Но в глубине души мама все еще планировала отдать ребенка или к сверхпрофессиональному хореографу, или к суперпедагогу по вокалу. Дочь же все-таки принцесса!

Вновь кружки в жизни девочки появились за год до школы. Но… не в полной мере. Ей не хотелось снова стоять по струнке и петь, потому что все поют. Ей хотелось играть, она много отвлекалась и постоянно получала замечания. Маме было очень обидно, но она утешала себя мыслями о том, что скоро все встанет на свои места, ведь начнется школа.

Что же было дальше? Каждый может продолжить по-своему, найти свои плюсы и минусы. Но давайте вернемся к началу!

Комментарий психолога

В 4–5 лет ведущая деятельность ребенка — игра. Уже начиная с 4 лет дети пытаются примерить на себя различные социальные роли: к 6 годам ролевая игра становится более сложной.

В свои 4–5 лет юная принцесса примерила на себя роль певицы и танцовщицы, но совсем не так, как это представляют взрослые. Она не была готова к тому, что какая-то тетя будет выбирать, кто поет лучше, а кто хуже, кто станет солировать и выступать на концертах. Ей непонятно, почему она не танцует в первой линии и почему ее не позвали в танец, с которым выступали на новогоднем празднике.

Она хотела петь и танцевать, получая от этого свое собственное удовольствие. В ее понимании певица — та, кто забавно кривляется у микрофона. А что с танцами? Тоже не как у взрослых. Ей хочется музыки, хочется веселья и игры — в общем, как на празднике у девочки из группы.

Конечно, все очень индивидуально. Но мы ведь рассматриваем конкретный случай из нашей сказочной истории. В ней не сказано, как мама обнаружила способности девочки, чтобы аккуратно их развивать. Мама просто решила, что дочь одна, а интересного много — вот и надо всему научиться.

Давайте вспомним празднование дня рождения подружки. Именинница играла и была довольна собой, а наша принцесса не смогла этого сделать из-за ожиданий мамы: «Сейчас дочка всех удивит!» Девочка поняла сама: нет, не удивит. И не удивила… В итоге расстроены обе: и мама, и ребенок.

А помните мамину претензию к качеству образовательных услуг? Да, такое возможно. Но есть и объективная реальность: какие-то дети сильнее, какие-то — слабее. И если у ребенка появляется комплекс, с этим нужно что-то делать.

Подобные истории может рассказать руководитель любого кружка. Многие, очень многие родители начинают «изучать» способности своего 4-летнего ребенка, забывая о том, что отсутствие значительности ребенка в детском коллективе самим ребенком ощущается очень остро. А, как мы помним, ни в одном из коллективов наша героиня заметной так и не стала.

Давайте посмотрим правде в глаза. Разве мама собиралась выявить интересы ребенка и найти кружок, который разовьет эти интересы или хотя бы не погубит? Нет, в нашей истории мама преследовала иную цель: принцесса должна все уметь. А кому она должна?

Сколько времени ребенок занимался своей ведущей возрастной деятельностью? Уже в феврале все подошло к кризису: ребенок отвлекается на занятиях, невнимателен, плаксив. Миф об интересных кружках разрушен!

Возникает вопрос: а когда же игра? Игра со своими игрушками, где можно примерить на себя роль мамы, врача, повара — да кого угодно. Замените это постоянными занятиями, и расписание ребенка будет всегда одинаковым: вечер, ужин, сон. Находясь в таком ритме, и взрослые приходят к кризису, что уж говорить о детях!

Не будем дальше разбирать нашу сказочную историю — пусть у родителей появятся собственные мысли. Хочется добавить, что выбирать нужно такие кружки, где ребенку не будет надломлено желание заниматься, но возрастные особенности таковы, что в 4–5 лет ребенок видит мир целостно, а не отдельными направлениями, на которые мир так легко делят родители: вокал, хореография, рисование, спорт, техническое творчество…

Дошкольное дополнительное образование нужно детям, ведь не все родители и не все детские сады готовы помочь ребенку развиваться. Но занятия этого возраста должны быть комплексными: физическое, умственное, эстетическое развитие. Такие предложения сейчас есть!

В завершение хочется сказать родителям: «Любите своих детей, жалейте их время, храните их детство и их игрушки, позвольте им подольше побыть детьми. И не надейтесь, что из одного ребенка вырастет 5 детей. Удачи вам в развитии ваших принцесс и принцев!»

Фото: Susanne Jutzeler | pixabay.com/ru/users/suju-165106/

Теги: детский сад, дополнительное образование, здоровье, подготовка к школе, пятилетний ребенок, раннее развитие, четырехлетний ребенок