Вожатское мастерство на карте в Славянске‑на‑Кубани

Обаяние оратора и харизма лидера... Из чего складывается вожатское мастерство?

Вожатское мастерство — целая совокупность особых знаний и умений, которые необходимы для работы с детьми разного возраста. Не так-то просто на первый взгляд определить, чем именно должен обладать человек, «под крылом» которого — несколько десятков ребят. Дело в том, что современные дети требуют особого подхода, и при работе с ними нужно ориентироваться не только на старые брошюры, но и на новые методические указания. Но часто самой лучшей школой для руководителя становится практика.

В нашем городе есть центры, студии, объединения, педагогические отряды, в которых готовят юных вожатых — как правило, ребят среднего и старшего школьного возраста. В дружной компании они учатся ораторскому искусству и организации мероприятий и конкурсов, открывают для себя новые виды игр, которые можно предложить своим подопечным, развивают лидерские качества, приобретают нужный опыт.

Деятельность вожатых прочно ассоциируется со школьными лагерями — как правило, во время летних каникул. Поэтому тем, кто выбрал это занятие, нужно понимать, что во время одной или нескольких смен важно стать не просто старшим наставником для ребят, но и другом, и человеком, который способен не только развлечь и направить, но и помочь. Многие работают вожатыми еще до того, как поступают в высшие учебные заведения — и именно живая практика нередко помогает им стать настоящими педагогами.

Из чего состоит обучение вожатскому мастерству

Вожатый — это далеко не только импровизатор, который на ходу придумывает, как интересно занять своих подопечных — девочек и мальчиков в лагере. Это специалист, разбирающийся во многих аспектах, среди которых — психология подросткового возраста, основы медицинской помощи, педагогика и многое другое. Поэтому и подготовка квалифицированного вожатого должна быть комплексной. Одной теории, конечно, мало: обучение состоит и из конференций, брифингов, тренингов, мастер-классов. Учебный процесс может занимать не один десяток, а то и не одну сотню часов. Это справедливо: в таком тонком деле, как вожатское мастерство, рискованно доверять тем, кто не знаком со всеми его нюансами и особенностями.

В каких профессиях пригодится опыт вожатого?

Волне логично, что опыт вожатого неоценим в первую очередь для будущего педагога. Для того, кто прошел школу вожатого, отработал не одну смену в лагерях и решил продолжить обучение в педагогическом вузе, работа с детьми станет делом всей жизни. Если такой человек не становится учителем, то он выбирается смежные профессии, такие как воспитатель в детском саду, репетитор, няня и другие. Конечно, работать с детьми идут по зову сердца, это призвание. Но важен и целый комплекс профессиональных знаний, практических умений, психологическая подготовка. Педагог с опытом старшего вожатого, получивший образование, проявляющий лидерские качества в учебном заведении, имеет все шансы сделать карьеру, занять руководящую должность. Если вожатый решает выбрать другую профессию, не стоит думать, что опыт был получен зря. Организаторские и управленческие навыки пригодятся в абсолютно любой гуманитарной профессии. Сегодня работодатель ценит в молодом специалисте коммуникабельность, инициативность, умение генерировать идеи и добиваться результата. Все эти качества прекрасно развиты у вожатого, поэтому опыт в любом случае пригодится.

Что такое оргпериод и чем должен заниматься вожатый во время него?

Во время организационного периода или, сокращенно, оргпериода, ребята, приехавшие в лагерь, сталкиваются с новыми условиями и требованиями, режимом и рационом питания. Кто-то практически не замечает его, а кому-то первые дни кажутся мукой и они стараются всеми правдами и неправдами вернуться домой. Соответственно, главная задача вожатого — помочь стеснительным, замкнутым, тревожным ребятам поскорее привыкнуть к лагерю. Необходимо познакомить всех со всеми — возможно, через игры, возможно, через какие-нибудь отрядные дела. Немаловажно сразу же рассказать детям о санитарных требованиях и распорядке дня и сделать акцент на том, что они едины для всех. Также на вожатом лежит задача сделать комнаты лагеря уютными и комфортными — ведь минимум на одну смену он станет домом для мальчиков и девочек. Не стоит забывать, что многие ребята хотят самоутвердиться — стоит предложить дела разной направленности: от спортивной до интеллектуальной, от художественной до трудовой. Для лучшей «управляемости» отряд нужно поделить на подотряды, или звенья, команды, «звездочки» и т.п.