Скульптура на карте в Казани

Как юные скульпторы учатся создавать объемные изображения

Задача скульптора — создать объемное изображение из твердых или пластических материалов (от металла до воска). В истории культуры скульптура занимает видное место: практически все древние народы оставили после себя произведения этого вида искусства. Как правило, ваятели создавали скульптуры богов и богинь — религиозные верования играли огромную роль в жизни древних греков, египтян, римлян, китайцев, индийцев и других народов.

С течением веков и лет скульптура, конечно, перестала играть сугубо религиозное значение. Появлялись свои национальные школы, усложнялась техника исполнения. Множество ваятелей оставили свой яркий след в мировом искусстве. В XX веке в России скульптура, как правило, была зависима от общего направления в культуре, и термин социалистический реализм, помимо архитектуры, кинематографа, литературы, относился и к деятельности ваятелей.

В наши дни скульптурой интересуются не только взрослые, но и дети, которые могут получить навыки у мастеров, обладающих огромным опытом в этой деятельности. Например, ребята могут самостоятельно изготовить раствор, залить его в формы — и «на выходе» получат фигурку. Конечно, в детском возрасте предполагается работа с мягкими, податливыми материалами — воском и глиной. Занимаясь ваянием, ребята развивают свою творческую фантазию, моторику, образное мышление, для некоторых это — отличная база для поступления в вузы.

Как приготовить глину для скульптуры

Перед тем, как приступить к работе, вам потребуется приготовить глину. Делайте это с запасом: лучше этого материала взять больше, чем испытывать его недостаток. Готовится он достаточно просто: сухое сырье нужно насыпать в какую-нибудь емкость (кастрюля, ящик и т.п.) и залить водой так, чтобы из него выступили бугорки. Уже спустя 3-4 дня глина будет готова для лепки. Когда станете извлекать материал, то следите, чтобы рельеф оставался неровным и чтобы некоторые углубления были «затоплены» водой. Это нужно для того чтобы глина имела разную консистенцию — этого вполне может потребовать ваша работа.

В чем польза лепки?

Юные художники начинают знакомство с неисчерпаемым миром скульптуры именно с лепки. Следует различать лепку по памяти и лепку с натуры. Наиболее эффективной с точки зрения формирования у ребенка образного и пространственного мышления считается лепка по памяти. Идеи начинающего скульптора напрямую зависят от запасов его творческой кладовой – накопленных наблюдений и впечатлений. Важную роль здесь играет зрительная память, которая не только помогает творить, но и активно развивается. На уроках, как правило, сочетают эти два вида лепки. Работа с натуры помогает ребенку усвоить законы геометрии, согласованности с окружающим миром, научиться комбинировать детали. Педагог стремится к тому, чтобы ребенок не просто выполнял задания, а обретал свой авторский почерк.

Несколько слов о трёх областях работы скульптора

Три области, или «три кита», с которыми сталкивается каждый скульптор — это лепка, ваяние и отливка. Нетрудно догадаться, что тот, кто лепит, работает с податливыми, мягкими материалами (к которым относятся пластилин, полимеры, глина). На втором этапе — ваянии — отсекают части твёрдого материала (дерева, гипса, камня). Третий этап — отливка. На нем заливают уже жидкий материал в нужную форму, в которой спустя время он меняет свое состояние на твердое.

Чем полезен мастихин в скульптурной живописи?

Главное предназначение мастихина — формирование узоров и мелких деталей на поверхности. Он прекрасно подходит для нанесения незначительного количества материала для более тонкой работы. Также мастихин позволяет деликатно снять лишнее сырье с поверхности, которая уже высохла.