Народная песня на карте в Донецке

Народная песня — отражение и истории государства, и самосознания человека

Народное творчество в целом и песенное в частности не теряет своей популярности и актуальности в нашей стране. Историю России, быт и традиции государства можно проследить даже по устному народному творчеству. Своеобразие российской жизни отражается и в особом песенном «регистре». Важно, что с течением десятилетий и даже веков не забыты народные произведения — так поддерживается связь поколений, несмотря на порой агрессивные «выпады» со стороны современной массовой культуры.

В нашем городе есть музыкальные студии, центры, творческие объединения, в которых опытные педагоги обучают мальчиков и девочек искусству народной песни. Конечно, это не значит, что ребята буду разучивать застольные композиции — программа, которая неразрывна связана с национальной культурой, преследует иные цели. Это патриотическое и духовное воспитание, развитие художественного вкуса детей, подготовка к успешному поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения города.

Ребята участвуют в театрализованных представлениях, разнообразных конкурсах на местном и всероссийском уровнях. Они знакомятся с казачьими песнями, свадебными композициями, святочными колядками, хороводами — словом, с таким репертуаром, где сильна фольклорная составляющая. Мальчики и девочки раскроют свой потенциал, преодолеют стеснение и страхи, больше узнают о культуре и истории своей страны.

Как пение помогает развитию ребенка

Русские народные песни — это искусство, прошедшее через века. Во многом благодаря приобщению к ним мальчики и девочки развивают свой музыкальный слух, улучшают чувство ритма и память. Пение — прекрасное средство для развития речи. Специфика народных песен такова, что слова выговариваются протяжно. Стало быть, отдельные звуки будут произнесены правильно и четко. Важен и правильный выбор мелодий, и их регулярное повторение — именно так их будет легче разучить.

Песня как средство приобщения детей к народной культуре

Современные образовательные стандарты обязывают педагога приобщать ребенка к нравственным и эстетическим ценностям. Отдельное место занимает культура русского народа. Большой потенциал и значение имеют фольклорные праздники и народные обряды, неизменной частью которых является песня. Однако очень важно, чтобы праздники не воспринимались детьми как развлечение. А для этого нужно акцентировать внимание учащихся на глубоком духовном смысле, который несет песенное творчество. На занятиях дети разучивают песни, знакомятся с народными инструментами, у них развивается музыкальность, расширяется творческий багаж. Педагог ставит своей задачей объяснить детям ценность исконной культуры. Ведь какие бы ультрасовременные направления ни появлялись в музыке и танце, не нужно забывать о своих корнях. И развитие ребенка начинается именно со знакомства с фольклором. Большое разнообразие жанров детского музыкального фольклора дает педагогам простор для творчества. Пестушки, потешки, колыбельные, игровые, плясовые песни, заклички, частушки — именно с них начинается становление личности.

Что такое обрядовая песня?

Многие века русский народ живет с песнями. Конечно, со временем изменялись их мотивы, содержание, лексика, но некоторые жанры были довольно «герметичны» и традиционны. Например, обрядово-календарные и обрядово-семейные песни. Первые связаны со сменой времен года, которая влияла на жизнь и работу русского крестьянина. К ним можно отнести колядки, веснянки, масленичные и другие песни. Святочные гадания нередко сопровождались песнями — народными загадками. К другому пласту, обрядово-семейным песням, относят свадебные, колыбельные, вьюнишные, и, кроме того, исполняющиеся на похоронах плачи и причитания. Характер песен во многом отражал жизнь, быт, настроение наших предков.