Ребенок в костюме клоуна

Как понять, стоит ли отдать ребенка в театральную студию

В любом возрасте родителям сложно определить, на какие дополнительные занятия отдать ребенка, но для дошколят эта проблема стоит особенно остро.

— Так уж устроено взросление человека, что его представление о будущем тесно связано с его жизненным опытом, пусть даже небольшим, — рассказывает педагог, психолог, режиссер детского театра Наталья Трофимова. — Под опытом я подразумеваю все, что ребенок видел, слышал, трогал, ел, наблюдал.

Опыт ребенка формируется не просто так из ниоткуда, а из его непосредственных контактов с близкими людьми, с ребятами из детского коллектива, с разными взрослыми и даже, как ни странно, из контактов с животными. Думаю, многие не раз наблюдали, что дети в обществе очень похожи на своих родителей. Либо они спокойны и рассудительны, либо чрезмерно активны и любят привлекать к себе внимание, либо просто наблюдатели. Вот тут, что называется, подтверждается поговорка «От осинки не родятся апельсинки». Да ведь и «яблоко от яблони недалеко падает» тоже об этом.

Имея за плечами десятки лет работы с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста, могу совершенно точно сказать, что желание ребенка походить на кого-либо связано только с его ощущениями: нравится ему или не нравится, приятно ему это или нет, комфортно ему рядом с этим человеком или нет.

Эксперимент

Я проводила очень простой эксперимент, который вы тоже можете легко провести с вашими детьми. Но есть одно условие: начинать нужно, когда ребенок пребывает в хорошем настроении и находится в комфортной обстановке.

В самой обычной непринужденной беседе на прогулке ребенок скажет вам правду о своих ощущениях, и это не вызовет у него никаких затруднений. Это просто: ребенок 3–4 лет отвечает на вопросы не задумываясь, так, как он чувствует. Дети 5–6 лет подразумевают, что есть какой-то правильный ответ на вопрос, который им может быть неизвестен, и это может вызвать у них некоторое затруднение.

Спросите ребенка 3–4 лет, кем он хочет быть, когда вырастет? Скорее всего, он сразу же ответит, что хочет быть мамой, папой или кем-то еще из значимых взрослых. В этом возрасте у него еще нет понятия о профессии (если, конечно, он у вас не вундеркинд, с которым ежедневно обсуждаются вопросы общественных отношений). В его понимании быть во взрослой жизни названным им человеком — самое верное и правильное утверждение.

Если ребенку трудно ответить на вопрос, начните от обратного. Спросите, кем бы ему не хотелось быть. В ответ вы услышите, кто из знакомых взрослых вызывает неодобрение у ребенка, и узнаете, какие человеческие качества ему вовсе не близки. И уж если ребенок ответит на вопрос, то нужно уточнить, почему именно ему так хочется или не хочется. Уверена, что он ответит.

А теперь давайте этот же вопрос обратим к ребенку 5–6 лет. Казалось бы, разница в возрасте небольшая, но понимание вопроса будет разным. Ребята 5–6 лет уже вполне разумно отвечают на этот вопрос, при этом используют названия профессий, потому как опыта общения с людьми у них уже гораздо больше и кругозор уже гораздо шире. И в этом случае будет логично задать уточняющий вопрос «Почему?». Большинству детей не составит сложности объяснить, чем именно им нравятся те или иные дела или профессии.

Подводя итоги эксперимента, можно констатировать, что в разном возрасте ребенок по-разному оценивает значимость дела, которое ему нравится для себя и для общества. Дети постарше даже объясняют, какую пользу смогут принести другим людям.

Ответ на вопрос статьи

Если ребенку близка активная, всегда находящаяся в движении жизнь, ему будет гораздо легче справиться с работой в театральных и творческих кружках и студиях.

Бывает, что ребенок не хочет активности, если ему по типу темперамента не интересны виды деятельности, где есть соревновательность, где нужно громко говорить, много двигаться. В этом случае только вам решать, отдавать ли ребенка в студию актерского мастерства или нет. И здесь важно понимать, какую цель вы преследуете.

Что делать родителям?

Весь мой педагогический опыт подсказывает, что существует 2 варианта родительских действий.

Как правило, если ребенок активный, яркий, готов лидировать, умеет не отступать перед неизведанным — обязательно стоит начать занятия и даже, возможно, возлагать какие-то надежды на дальнейшее продвижение в сценическом творчестве. Но ему не обойтись без грамотной родительской поддержки. Ведь сцена — не баловство, а работа. Поможете, поддержите, найдете грамотного педагога — ребенка ждет успех.

Но что делать, если ребенок скован, стеснителен, и только родителям известно о его актерском даровании? Важно не ошибиться и не отрубить все на корню.

Ребят, которых родители пытаются раскрепостить и сделать более общительными с помощью театральных студий, я называю «группа здоровья». Родители не делают ставки на то, что ребенок будет в главных ролях, не ставят задачу сделать ребенка большим актером. Если вы идете по этому пути, то ребенку очень и очень нужна ваша поддержка и помощь.

Стеснительного ребенка нельзя забрасывать в образцовые концертные коллективы: даже посещая занятия, он может очень долго оставаться вне сцены. Важно не создать комплекс ребенку и не отбить желание раз и навсегда заниматься сценическим искусством. Ищите студию, в которой педагог готов заниматься с детками из «группы здоровья», понимая, что это дети, которым просто нужно помочь стать хоть немного увереннее в себе.

В обоих случаях вдумчивый подход к сценической деятельности не навредит ребенку, а укрепит его и добавит опыта, поможет быстро реагировать на ситуации, разовьет внимание и воображение. Ребенок не научится этому сам: нужны квалифицированная сценическая помощь хорошего педагога и ощущение радости от того, что близкие рады его успехам!

Шоу-театр «Бенефис», Омск
Режиссер: Наталья Михайловна Трофимова
Адрес: ул. 9-я Линия, 193
Телефоны: 63-33-15, 8 960 983-27-76
Сообщество в соцсети

Фото предоставлено автором статьи.

Теги: актерское мастерство, пятилетний ребенок, театр, трехлетний ребенок, четырехлетний ребенок