Часы как символ тайм-менеджмента

Тайм-менеджмент подростка

Вы задумывались когда-нибудь о том, что в век роботизации и цифровых помощников время становится самым ограниченным и невосполнимым ресурсом? Время нельзя увидеть, купить или продать, выменять на что-то, но его можно «убить», «найти», «поймать», «упустить», «потерять», «использовать во благо».

Управление собственным временем, умение его рационально использовать — навык, действительно необходимый подростку XXI века.

Дефицит времени

Загруженность современных детей ведет к постоянному дефициту времени. Давайте разберемся, чем объективно заняты сутки школьников.

Подростки 9–11 классов 7–8 часов спят, 6 часов учатся в школе, 3 часа выполняют домашнее задание. В условиях необходимости сдачи ОГЭ или ЕГЭ 2 часа уходит на самоподготовку, а занятия с репетиторами по важным предметам — это еще 2 часа. Прибавим к этому от 1 до 3 часов на любимые кружки и секции и подведем итог: в загруженный день на образование тратится порядка 15 часов!

Учащиеся 5–8 классов немного выигрывают во времени просто потому, что у них нет ОГЭ и ЕГЭ. Их распорядок — это 8–9 часов сна, 5–6 часов обучения в школе, чуть больше 2 часов на выполнение домашнего задания и те же 1–3 часа на тренировки или репетиции. Добавим 1 час на самоподготовку к ВПР и получим не менее 11 часов в день, отведенных учебе.

Кстати, наши расчеты не учитывают время, необходимое на перемещение по городу. Если учесть еще хотя бы 2 часа в транспорте, то увидим, что в современном мире по-настоящему свободное время школьника сводится к минимуму.

Чтобы вести блог, формировать портфолио в «Инстаграме», быть участником олимпиад, спортивных сборов, ходить с друзьями в кино, приходится жертвовать временем, выделенным на другие дела.

Так как же детям заставить время работать на себя?

Целеполагание и планирование

Тайм-менеджмент — это прежде всего управление. Традиционно управленческий цикл складывается из 4 действий: планирование, организация, мотивация и контроль. Опустим мотивацию, потому что у каждого свои методы настроиться на работу, и поговорим об остальных важных компонентах этого цикла.

Эффективно управлять временем — это в первую очередь планировать дела, на которые тратится время.

Ребятам необходимо научиться планировать год, месяц, неделю и день с утра до вечера. Можно использовать мобильные приложения, органайзеры, ежедневники, цветные стикеры, будут полезны и другие помощники-визуализаторы.

Любое планирование начинается с постановки целей. Сначала нужно записать цели на год: достаточно 8–10 пунктов. Цель должна быть предельно конкретной.

Из годовых целей сложатся цели каждого месяца. Они помогут выстроить динамику движения по запланированному на год.

Расписывая неделю, нужно понимать, какие дела приблизят к достижению годовых целей, а какие имеют значение только здесь и сейчас (срочные дела). Будет правильно ранжировать накапливающиеся задачи по степени важности.

На день лучше не планировать более 3 дел, не считая самых срочных (впрочем, их, как правило, много не бывает).

Следование этим советам позволит визуализировать дела и планы на бумаге или в памяти любимого устройства. Теперь их невозможно забыть и гораздо легче контролировать!

Когда цели поставлены, пора переходить к организационным действиям.

Организационные действия

Организация — это выделение времени на работу по достижению цели. Необходимо поставить задачи, выполнение которых поможет прийти к запланированному результату, то есть определить конкретные действия и мероприятия. Решение каждой такой задачи будет подчинено целям недели, месяца и всего года.

Пусть, например, поставлена цель «Сдать ЕГЭ по математике на отлично». Очевидно, что необходимые действия — это самоподготовка и занятия с репетитором по сложным темам. Каждому действию отводится определенное время в графике школьника на день, неделю, месяц, после чего важно строго придерживаться этого графика.

Если же цель — попасть в сборную региона по любимому виду спорта, то следует определить, какие действия могут привести к нужному результату, и выделить на это время с самым высшим приоритетом.

Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» приводит мнение о том, что успешными становятся люди, которые тратят 10 000 часов на воплощение определенной цели в жизни. Чем раньше начать движение к цели, тем раньше она будет достигнута!

На этапе реализации тех мероприятий, которые ведут к поставленной цели, легко поддаться соблазну и начать отвлекаться. Самые главные «пожиратели времени» сегодня — это социальные сети, компьютерные игры, телевизор.

Конечно, современному подростку трудно ни с кем не переписываться, не отвечать на звонки. Но решить эту проблему можно организационно, если взять за правило на время выполнения важных дел ставить смартфон на беззвучный режим и выключать другие источники шума. Не отвлекаясь, можно значительно сократить время на выполнение работы и повысить ее качество.

Остается рассмотреть последний компонент управленческого цикла — контроль.

Контроль как ответ на вопрос «Зачем?»

Согласитесь, без контроля сложно получить положительный результат деятельности. Необходимо постоянно анализировать, что помогает, а что мешает на пути к достижению цели.

Если дело сделано, запись о нем должна получить соответствующую отметку в органайзере. Уже через неделю с момента начала планирования школьник будет с удовольствием вычеркивать выполненные задачи в приложении или на бумаге. Повысится мотивация: столько всего сделано, решено, получилось! А если на это ушло меньше времени, чем предполагалось, значит, образовался профицит свободного времени, которое можно потратить на просмотр фильмов, прогулки и реальное общение с друзьями.

Контролировать — это четко отслеживать выполнение запланированного и не позволять себе тратить время на лишнее. Ребятам важно научиться задавать вопрос «Зачем я это делаю?» и определять полезность каждого действия для достижения главной цели.


В заключение дадим несколько практических советов для тех, кто хочет рационально использовать время и умело управлять им.

1 Отдыхайте сразу после школы, постарайтесь выполнять домашнюю работу в одно и то же время. Начинать со сложных предметов или с легких — решать вам. Иногда оставить на конец задание по любимой информатике — это работа в удовольствие, по ощущениям близкая к отдыху.

2 Услышанное в школе сокращает процесс выполнения домашнего задания процентов на 70. Спокойно разберитесь в задаче и вспомните те виды деятельности, которые преобладали на уроке.

3 Старайтесь совмещать дела, если это возможно. Например, проверяйте почту и отвечайте в мессенджерах, пока едете на тренировку. В транспорте также можно повторять выученные иностранные слова или слушать аудиокниги.

4 Не тратьте лишнее время на просмотр новостей в соцсетях: практической пользы мало, а качество контента часто даже не оставляет положительных эмоций, не говоря уже о воспитании вкуса.

5 Научитесь контролировать время, потраченное на компьютерные игры. Игры увлекают, а игра в клане требует вашего сиюминутного присутствия… Но именно вы решаете, когда это закончится. И ваше «выигранное» время будет принадлежать вам.

6 Не откладывайте дела на потом. С лавиной дел справиться сложнее, чем с единичными делами.

7 Сложно делать большие дела? Разбейте их на несколько простых. Например, чтобы убраться в комнате, нужно расставить все по местам, вытереть пыль, вымыть пол и т.д. Так и с любым другим делом. Разбейте его на части и постепенно выполняйте их.

8 Ставьте себе ограничители: каждое дело должно выполняться в определенные сроки. Если сложно следить за временем, заведите будильник.

9 Обязательно делайте перерывы в работе. Человеку нужно отдыхать, чтобы быть продуктивным. Это могут быть большие паузы после сложной работы, «двадцатиминутный сон Штирлица» или пять минут с любимым исполнителем.

10 Наш последний совет следует воспринимать иносказательно: чтобы не тратить много времени на уборку, нужно просто поддерживать порядок. Однажды начав планировать и контролировать, вы приучите себя к новому формату организации собственного времени и станете расходовать его максимально эффективно для личностного развития.

Автор: Лариса Ивановская, педагог дополнительного образования. Иллюстрация: pixabay.com/ru/users/geralt-9301/

Теги: планирование, подросток, порядок, психология, тайм-менеджмент, целеполагание