Девушка за ноутбуком

9 частых ошибок при размещении кружков и секций на проекте «После уроков»

Наш сайт стартовал в 2016 году и с тех пор каждый день помогает педагогам и ученикам находить друг друга. Организаторы занятий самостоятельно публикуют свои предложения на «После уроков», но не всегда используют возможности проекта так, как задумано авторами.

В этой статье мы разберем типичные ошибки — как случайные, так и совершаемые намеренно с целью заявить о себе погромче даже в случаях, когда это совершенно неуместно.

1 Все занятия собраны в одной карточке

Проект изначально задумывался как каталог самых разных занятий. Единица хранения — кружок, курс, секция или экскурсия, то есть отдельная образовательная программа, а не организация дополнительного образования целиком. Поясним на примере.

Пусть в детском центре (назовем его «Солнышко») есть уроки рисования для дошколят и углубленные занятия английским языком для подростков. Велик соблазн сэкономить 15 минут и завести карточку «Занятия центра „Солнышко“» с возрастным диапазоном от 4 до 14 лет, перечислив в ней сразу все направления подготовки.

Теперь давайте представим родителей, которые подбирают занятия иностранным языком начального уровня для второклашки. В фильтры сайта они введут возраст 8 лет, выберут рубрику «Английский язык» и попадут прямиком на карточку из примера, которая их разочарует, ведь на самом деле центру «Солнышко» нечего предложить по этому запросу.

Что же случилось? Алгоритм отработал корректно: возраст 8 лет попадает в диапазон 4–14 лет. Беда в том, что занятия центра принадлежат не всему указанному диапазону. Педагогам следовало завести разные карточки и указать в первой (для основ рисования) возраст 4–6 лет, а во второй (для продвинутого английского языка) — возраст 11–14 лет.

Количество карточек занятий одного организатора на сайте не ограничено ничем, кроме реально существующих направлений подготовки. Наша общая цель — сделать так, чтобы сайт «После уроков» максимально точно отвечал на вопросы родителей.

При этом система карточек достаточно гибкая: если в учебном центре есть занятия английским, немецким и французским для одного возраста по одной цене, они вполне могут сосуществовать в одной карточке.

2 Рубрики не соответствуют тематике занятий

В год старта мы разрешали использовать любое количество рубрик для одной карточки. Школа мюзикла, городской летний лагерь, секция начальной военной подготовки — в мире множество междисциплинарных занятий, которым подойдет и пять, и десять рубрик.

К сожалению, мы столкнулись с организаторами, которые стремились сделать так, чтобы их карточки показывались во всех рубриках каталога — и им неважно, насколько органично скорочтение выглядит среди спортивных секций и уроков пения. Когда таких случаев стало много, нам пришлось ограничить число рубрик одной карточки до пяти.

Редакторы проекта ведут мониторинг новых и редактируемых карточек занятий. Авторам, которые даже сейчас злоупотребляют выбором рубрик, ограничивается доступ к учетной записи.

Вместе с тем мы всегда добавляем карточкам подходящие рубрики, если видим, что организаторы не сделали этого. Часто история неотделима от краеведения, а подготовка к школе означает занятия математикой и русским языком — так зачем их «разлучать»?

3 Для платных занятий не указана стоимость обучения

По-настоящему бесплатные для детей и родителей занятия существуют: это кружки и секции государственной или муниципальной системы дополнительного образования, курсы общественных организаций, а также долгосрочные проекты, финансируемые грантами. На сайте для таких занятий создана отдельная ветка: если не заполнить поле «Стоимость», карточка будет отнесена к бесплатным.

Некоторые организаторы коммерческих занятий не считают нужным указывать стоимость, и их карточки также попадают в ветку бесплатных, где получают больше внимания — без каких-либо оснований. Приходится принимать меры.

Редакция сайта убеждена, что еще на этапе подбора образовательных программ родители должны понимать, какие траты ждут их в дальнейшем. При этом указывать стоимость можно гибко: за курс, за месяц или за занятие, ведь все зависит от логики процесса обучения.

Если пробное занятие можно посетить бесплатно или по сниженной стоимости, это всегда можно отразить в описании, позволив родителям принять взвешенное решение.

4 Новые карточки дублируют ранее созданные

Каждая новая карточка находится на первой позиции в своих рубриках каталога 24 часа, после чего теряет «приветственный иммунитет». Все карточки сайта перемешиваются раз в сутки: это сделано для того, чтобы организаторы занятий находились в равных условиях, и у каждого был шанс отображаться на первых позициях.

Некоторым организаторам этого мало: они создают карточки одних и тех же занятий чуть ли не каждый день, стремясь подольше оставаться на первой странице. Это напрямую запрещено пользовательским соглашением: засоряя каталог, дубли мешают посетителям и к тому же не вызывают симпатии поисковых машин.

Бывают случаи, когда организаторы не могут вспомнить данные старой учетной записи и просто заводят новую, после чего публикуют все свои предложения заново. Так делать не стоит: лучше написать редакторам сайта, и они подскажут, как вернуть контроль над прежней учетной записью.

5 В описании занятий есть даты ближайшего набора

Весь сайт «После уроков» — каталог постоянно идущих занятий: для удобства организаторов карточки публикуются бессрочно.

Пусть двухмесячный курс ораторского мастерства проводится трижды в год. Если указать в карточке, что занятия стартуют 12 сентября, уже утром 13-го карточка будет выглядеть устаревшей и перестанет привлекать посетителей. Вот почему мы рекомендуем не указывать даты ближайшего набора и запрещаем публиковать в каталоге разовые события — такие, как дни открытых дверей.

Кстати, для временно недоступных занятий можно использовать специальный флаг «Прием не идет»: карточка с такой меткой остается в каталоге и продолжает работать на организаторов.

6 Неверно указан адрес проведения занятий

На сайте действует правило: одна карточка — один адрес. Мы убеждены, что даже занятия одного курса, проводимые в разных районах города, отличаются интерьерами помещений, расписанием, педагогами, поэтому побуждаем делиться этой информацией, создавая разные карточки.

Чтобы такие карточки отличались друг от друга, можно указывать в заголовке географические «приметы». Например, названия «Рисование (в районе вокзала)» и «Рисование (на Левобережье)» максимально быстро сориентируют родителей.

При вводе адреса необходимо следовать всплывающим подсказкам. К сайту подключен всероссийский классификатор адресов, в котором собраны все улицы и все номера домов. Полный адрес, начинающийся с города и в строгом соответствии с записью классификатора, гарантирует корректную привязку к карте.

Точный адрес — половина успеха карточки на проекте. Две трети посетителей не просто листают каталог, а открывают карту или указывают свой домашний адрес, чтобы увидеть предложения поблизости.

Некоторые организаторы игнорируют это правило сайта и вносят несколько адресов в одну карточку. Чисто технически это возможно, но только один адрес фактически участвует в поиске. Таким образом, сэкономив время при первичном размещении информации, они лишают себя возможности выхода на заинтересованную аудиторию.

7 Новичкам трудно найти место проведения занятий

В каждой карточке занятий наряду с полем «Адрес» есть отдельное поле «Место», куда следует внести общеизвестное название здания, в котором проходят уроки: это поможет найти дорогу тем, кто собирается посетить занятия впервые. Как правило, это название дома культуры или крупного торгового центра, номер школы или спортивной школы.

К сожалению, часто организаторы пренебрегают удобством первых посетителей. Если маленькая студия рукоделия расположена на 3 этаже огромного многозального киноцентра, имеет смысл использовать его название, чтобы люди сразу поняли, куда идти.

Даже в случаях, когда занятия проходят в отдельных помещениях на первых этажах обычных жилых домов, фраза «5-этажный кирпичный дом рядом с остановкой» в поле «Место» окажется более ценным ориентиром, чем собственно название детского центра.

8 Нарушаются права авторов изображений

Не только российское законодательство, но и пользовательское соглашение проекта «После уроков» запрещает использовать фотографии и иллюстрации без согласия авторов. В мире известны случаи, когда публикация «картинки из интернета» фиксировалась правообладателем, после чего дело доходило до суда, и нарушители выплачивали крупные штрафы.

Редакция «После уроков» рекомендует иллюстрировать занятия собственными фотографиями, которые отражают процесс или результат обучения: ход урока, детские работы, выступления, соревнования. Полезно также будет разместить снимки помещений, в которых проходят занятия, причем сделать их можно на обычный смартфон.

В редких случаях, когда сделать фото никак не получается, помогут стоки, участники которых передали свои изображения в общественное достояние и по умолчанию разрешают использовать их всем желающим безвозмездно.

Если в вашей студии ремонт, а набор идет полным ходом, загляните на pixabay.com, pexels.com или unsplash.com — и не забудьте отблагодарить фотографа небольшим пожертвованием, когда приступите к занятиям.

9 Названия кружков и секций содержат лишние слова

Учитывая пользовательские данные, сайт самостоятельно формирует полные названия карточек, которые индексируются поисковыми машинами.

Так, тренировки с лаконичным видимым названием «Велоспорт» автоматически получают подробную формулировку «Велоспорт в Москве: для мальчиков 9–14 лет». Вот почему вписывать в название город, возраст и уж тем более всевозможные «места ограничены» или «пробное занятие бесплатно» не стоит.

В то же время возрастную группу в названии занятий можно указать словами, например: «Китайский язык для младших школьников» и «Китайский язык для старшеклассников». Не возбраняется также дублировать название детского центра в каждой карточке: заголовки «Рисование в студии „Солнышко“», «Лепка в студии „Солнышко“» выделят занятия в общем каталоге.


Надеемся, что разбор типичных ошибок и приведенные рекомендации помогут организаторам успешно продвигать кружки и секции на проекте «После уроков». Чем скрупулезнее оформлена карточка, тем быстрее она попадет на глаза тем, кому эти занятия действительно подходят — по направленности, по возрасту и по удобству расположения.

Фото: Anastasia Gepp | pixabay.com/ru/users/nastya_gepp-3773230/

Теги: дополнительное образование, доска объявлений, информатизация, информационная культура, карточки занятий, цифровизация