Компьютерные игры не стоит демонизировать!
Мультсериалы, фильмы для молодежи показывают киберзависимость как реальную проблему, влияющую на социальные отношения и даже внешний вид юных игроманов. Доля правды в этом есть. Но…
…излишне критиковать увлечение компьютерными играми все же не стоит. Давайте посмотрим на них с позитивной стороны. Кстати, а что на этот счет говорят специалисты — психологи и социальные педагоги?
1 Каждому возрасту — свои игрушки
Обращайте внимание на возрастную маркировку и следуйте ей при выборе игр для своих детей. Компьютерные игры, созданные для малышей, скорее полезны, чем вредны! Они развивают мелкую моторику рук, которая связана с речью, и зрительно-моторную координацию, тренируя навык, который поможет в освоении письма.
Игры развивают логику, умение просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, реалистично оценивать смоделированную ситуацию. Развивают реакцию, внимание, терпение. Учат коммуникативным навыкам, помогают договариваться и объединяться для достижения общей цели.
Дошкольники, успешно освоившие джойстик или компьютерную мышь, легче адаптируются в школе. Как правило, у них возникает меньше напряжения, связанного с регулярными занятиями в классе, у них происходит более плавный вход в учебный процесс.
Игры также помогают детям обрести уверенность в себе благодаря быстрым достижимым результатам и возможности выплеснуть эмоции.
Для детей постарше компьютерные игры — мир, отдельный от взрослых. Это тема для общения со сверстниками, порой — собственный «тайный» язык, незнакомый «предкам». Наверняка родители заметили, что в подростковых сообществах сейчас не так развиты субкультуры, как было в пору их взросления и даже всего какой-то десяток лет назад. Развитая виртуальность дает все необходимое юношеству — и возможность быть как все, и возможность быть не таким, как все. Один из способов решить эту почти нерешаемую в прошлом проблему взросления — компьютерные игры.
2 Все хорошо в меру и всему свое время
Эти универсальные принципы действуют и здесь. Родителям следует обращать внимание на такие тревожные сигналы, как эмоциональная привязанность их детей к компьютерным играм, а то и к самому компьютеру или приставке, на то, сколько времени ребенок проводит перед экраном.
Важно, чтобы увлечение не влияло на режим дня и не отнимало все свободное время. Но лучше всего — договориться «на берегу» о правилах пользования компом или приставкой и не доводить ситуацию до критической черты.
3 Гасите гнев, не отходя от монитора
Вопреки бытующему мнению, компьютерные игры не увеличивают, а снижают уровень агрессии в подростковой среде. Как доказали зарубежные психологи, существует как раз обратная зависимость: не агрессивные игры толкают подростков на правонарушения, а жестокие и агрессивные личности предпочитают видеоигры с соответствующим содержанием.
Некоторые компании-производители сознательно пошли на создание ненасильственных компьютерных игр, пропагандируя отказ от бессмысленной жестокости и кровопролития в их сюжетах.
Это был ответ индустрии на распространенные обвинения в насаждении культа насилия. В играх некоторых крупных производителей есть персонажи, которые в силу своей природы, запрограммированной создателями, не различают добро и зло. Игроку также предоставляется возможность остаться вне оценок и попробовать не делить мир на черный и белый, побыть в роли беспристрастного ведущего, в позиции «над схваткой».
4 Девочки любят игрушки не меньше мальчиков
Почему компьютерные игры воспринимаются как преимущественно мужское увлечение? Это не связано с некими природой заданными различиями полов. Всего лишь случайность предопределила такой расклад (в прямом смысле слова).
В магазинах игрушки для детей разного пола размещались на разных полках, и первые игровые приставки можно было разместить где угодно. Менеджер выбрал полку для мальчиков — видимо, в том отделе на полках было больше свободного места. Вслед за этим, во многом случайным или ситуативным выбором потянулась реклама, а в дальнейшем и содержание игр, ориентированные преимущественно на мужское сообщество игроков.
5 Игры — мощная мировая индустрия
Это супербизнес сейчас, и еще более перспективная сфера в будущем. Дальнейшее освобождение человека от физического труда, увеличение свободного времени будут подпитывать индустрию компьютерных игр. Уже сейчас призовые на ведущих киберспортивных соревнованиях мира достигают десятков миллионов долларов.
Так, может, и ваш маленький геймер в будущем — успешный киберспортсмен или создатель новых игр?
6 Игры помогают пережить вынужденную изоляцию
Например, болезнь или карантин. Запертым в четырех стенах людям игры скрашивают жизнь. Психологи отмечают, что благодаря вовлечению в компьютерные игры у инвалидов появляются новые стимулы и интересы, завязываются отношения, которых прикованный к постели человек лишен в оффлайне.
Кроме того, на стримах прохождения игр сегодня можно заработать на донатах, то есть пожертвованиях зрителей, наблюдающих за процессом в прямом эфире.
7 Вся семья в сборе
И еще одна потрясающая тема — возможность совместного времяпрепровождения со старшим поколением семьи, с теми, кто находится далеко от вас. Это ведь так круто — сыграть в одной команде с дедушкой, соединив молодую энергию с мудростью и хитростью опытного игрока.
В какие игры играют в вашей семье? Есть ли общие киберувлечения у родителей и детей?
Фото: pixabay.com/users/explorerbob-3093227/
Теги: компьютерные игры, подросток, психология, режим дня