Пластилиновый кот

Лепка: сколько пластилина нужно начинающему скульптору?

Лепка — один из самых древних видов искусства. Неудивительно, что и современные ребятишки любят это занятие. Оно доступно, интересно и способно прекрасно развить творческую фантазию. О нем мы подробно поговорили с педагогом творческой мастерской «Рыжик» Еленой Тибеж.

— Елена, в каком возрасте ребятам интересно заниматься лепкой?

— Она полезна для детей любого возраста, а в нашей мастерской мы работаем с дошкольниками от 2,5 лет и младшими школьниками.

— Как развивается ребенок на таких занятиях?

— Самое главное — дети учатся работать руками, зачастую без каких-либо инструментов. Пластилиновые фигурки имеют форму и объем: создавая их, ребята приучаются образно мыслить, видеть предметы в трех измерениях. Лепке можно научиться «с нуля» и в любом возрасте.

Работая руками и пальцами, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и речь, так как эти процессы взаимосвязаны.

— Как и когда разглядеть талант ребенка, который занимается лепкой? В чем это проявляется?

— Педагог с первого взгляда видит, как ребенок обращается с пластилином, какими способами он создает объем. Кто-то приклеивает кусочек за кусочком, а кто-то, растягивая один кусочек, создает полноценный фрагмент. Даже в этих действиях проглядывается личность ребенка, становится понятно, как он будет справляться с задачами, искать выход из сложившихся ситуаций.

Я считаю, что каждый ребенок талантлив, но не всякий сразу раскрывается. К некоторым нужен индивидуальный подход, но главное, чтобы на занятиях было интересно всем. Бывают, правда, и исключения, когда ребенку не нравятся тактильные ощущения, когда он лепит. Но это происходит, как правило, из-за чрезмерной чистоплотности как самого ребенка, так и его родителей, которые хотят для него «стерильных» условий.

— Что на занятиях делать можно, а чего ни в коем случае нельзя?

— С пластилином можно работать как угодно — главное, его не есть! Его можно катать в виде шариков, колбасок, улиток, лепешек, размазывать на картоне и «писать» картины. Приветствуется добавлять камушки, бусинки, ракушки, палочки, пайетки. Пластилин — это податливый материал, который прекрасно помогает создать нужный образ. Поэтому эксперименты только поощряются.

Лепка переносит ребятишек в новый мир: они придумывают игры, сочиняют истории, общаются между собой и помогают друг другу.

— Как проходят ваши занятия?

— На занятиях мы создаем либо объемные фигурки и композиции, либо работаем на плоскости (это называется пластилинографией).

В первом случае нам нужна основа — например, пластиковые контейнеры от шоколадных яиц. Это нужно, чтобы игрушка получила дополнительный объем и одновременно не была тяжелой. Форму мы обмазываем пластилином и добавляем необходимые детали. В основном лепим птиц и животных — по памяти или используя наглядные пособия.

А когда работаем на плоскости, то на картоне рисуем композицию карандашом, затем заполняем картинку пластилином. Заполнять можно как угодно: шариками, колбасками, а потом нужно пальцами размазать пластилин по поверхности, имитируя мазки краски.

— Сколько из одной коробки пластилина получится игрушек?

— Одной стандартной упаковки (180–200 грамм), в которой 10–12 цветов, достаточно для четырех стандартных работ формата А4 при работе на плоскости. Для объемных фигур пластилина уходит значительно больше: материала хватит на 2–3 поделки с пластиковой «сердцевиной» или другой подходящей формой для основы.

Стоит приобрести сразу 5–6 брикетов пластилина разных цветов и смешивать оттенки: так и палитра будет разнообразнее, и материала хватит на долгий срок.

— Можно ли повторно использовать пластилин (делать новые игрушки из старых)?

— Да, пластилиновые фигурки и поделки при желании можно разобрать и скомпоновать по цветам в брикеты или скатать в шары, а потом использовать заново!

Те куски, которые не делятся на цвета, скатываются в любую форму. Есть два варианта: либо они будут «мраморными» с разными разводами, либо можно перемешать все в однородный цвет и получить совершенно новый оттенок. Даже если он будет просто серым, коричневым или черным, то ребенок найдет, куда его применить. Совсем же неприятный цвет советую использовать как основу для будущей фигурки, а верхний слой создать из более жизнерадостных оттенков!

— Какие материалы для лепки, кроме пластилина, еще нравятся современным детям?

— Их множество! Детям нравится лепить из глины: она приятна на ощупь и из нее получаются интересные поделки. Но простая глина из канцелярского магазина достаточно хрупка, и это нередко приводит ребят на специальные курсы керамики.

Соленое тесто тоже очень хорошо для детского творчества, но оно требует правильной подготовки и хорошей просушки. Можно купить папер-клей — это разновидность папье-маше, которая сделана на заводе в виде однородной пластичной массы. После лепки ее можно шлифовать, шкурить и расписывать.

Еще сейчас популярна пластика или полимерная глина для запекания, но она жестковата для детских рук. Она становится мягче, если в нее добавить немного детского крема и хорошо размять. Готовые изделия из нее запекаются в духовке по инструкции. Еще один вид материала — самозатвердевающая полимерная глина: чтобы фигурка затвердела, ее достаточно просто подержать на воздухе.

— Что должен уметь ребенок, когда заканчивает курс обучения лепке?

— Я считаю свою задачу выполненной, если у ребенка появляется желание творить не только на занятиях, но и дома. Также, конечно, важно техническое владение лепкой и знание основных художественных понятий: композиция, гармонические сочетания цветов. В этом наш курс схож с программой обучения рисованию.

В студии я говорю ребятам: ваш пальчик — это кисть, а пластилин — краска. Они не работают «под копирку», а создают собственные уникальные изделия и с детства развивают эстетическое чувство на всю жизнь.

Адрес: проспект Комарова, 21/2
Телефон: 8 965 973-82-02
Сообщество в соцсети

Фото предоставлено мастерской.

Теги: лепка, раннее развитие, рукоделие