Альфия Мячина читает лекцию о профориентации

Профориентация: как подготовитьcя к важному выбору

Кем быть? Ответить на этот вопрос не так просто ребятам 21 века. Прислушаться к зову души? Подумать о карьере? Поступить в вуз заодно с друзьями? Решение, от которого зависит будущее, нужно принимать здесь и сейчас, и хороши любые способы понять, какое дело — действительно на всю жизнь.

Чтобы помочь с трудным выбором подросткам и их родителям, руководитель Школы личностного роста «Вверх», монтессори-педагог Альфия Мячина читает открытые лекции о профориентации. Некоторыми советами она делится на страницах нашего блога.

Современный подросток буквально соткан из противоречий: это объясняется как естественными причинами — гормональным взрывом, перестройкой организма, так и нынешними реалиями, которые накладывают свой отпечаток на формирование личности.

Профориентация тесно сопряжена с психологией. Бездушные тесты, в которых нужно проставить галочки напротив ответов, чаще запутывают подростков и ведут их по ложному пути. Гораздо лучше, когда в процессе выбора профессии участвуют и родители, и друзья, и педагоги — словом, все, кто способен помочь ребенку сформировать почву для принятия самостоятельного решения.

Как известно, взять на себя ответственность может только свободный и уверенный человек — поэтому ребятам придется преодолеть все внутренние страхи.

Для этого важно соблюсти несколько условий.

Условия внутри семьи

1 Первое и самое важное — длительность и постоянность общения родителей с детьми. Известно, что за один «мужской разговор» с сыном или дочерью проблему не решить: напротив, ее можно только усугубить или вызвать у ребенка отторжение и нежелание общаться. Поэтому родителям следует с рождения проявлять искренний, а не кажущийся таковым интерес к ребенку.

Есть важное правило: «Начать сейчас, не закончить никогда». Именно это позволяет тинэйджеру понять, что семья и родители — это не источник опасности, а лучшие друзья, с которыми можно обсудить любую проблему, в том числе касающуюся выбора профессии.

2 Следующее условие буквально вытекает из предыдущего: общение в семье должно быть откровенным. «Как дела в школе? — Нормально. — Хорошо, пойдем ужинать.» Подобные «механические» диалоги, увы, не редкость, но их-то и нужно избегать всеми силами.

Лучший способ родительской профориентации — каждый день рассказывать о своих делах: что полезного сделали мама и папа, какие проблемы решили, чувствуют ли они развитие. Не общими словами и не вкратце, а так, чтобы вызвать живой интерес.

Это помогает преодолеть барьеры даже между супругами, не говоря уже о детях. Кстати, говорить можно не только о работе: важно обсуждать новые фильмы, спектакли, делиться интересными находками и обязательно уходить от односложных вопросов и ответов.

3 Третье условие — атмосфера принятия и ощущение защищенности. Ребенку, пусть он даже презрительно усмехается, когда его так называют, необходим тыл. Пусть он тысячу раз надевает на себя маску бунтаря и считает семью постоянным раздражителем, первыми людьми, к которым он обратится, должны быть родители.

Когда подростку комфортно дома, он понимает, что может получить поддержку в любой ситуации.

Также важно, чтобы у него было время побыть одному — наедине со своими мыслями и без разных гаджетов и других средств ухода в виртуальную реальность. Родителям же не следует разрушать воображаемые и реальные границы личного пространства ребенка. Пусть ребенок видит, что мама и папа всячески поддерживают и помогают друг другу, что каждый в семье чувствует себя спокойно и уверенно.

Внешние условия

1 Немаловажным условием является разнообразие нового опыта. Даже те подростки, которые хотят казаться успешными, все равно не могут быть полностью уверены в себе — что же говорить о робких и замкнутых ребятах? Своего рода панацеей могут стать новые занятия — например, участие в городских мероприятиях в роли координатора или фотографа, переводчика или промоутера… Нет ничего предосудительного и в непрестижных делах, связанных с уборкой, волонтерской работой и т.п.

Новый опыт необходим для того, чтобы преодолевать неуверенность и, конечно же, четче расставлять приоритеты на практике: допустим, условно техническое занятие оказалось ближе, чем гуманитарное — стало быть, это еще один «плюсик в копилку» правильной профориентации.

Такая практика популярна и в других странах. Например, в Японии ребята уже с 6 класса пробуют себя в 16 разных профессиях до конца обучения в средней школе.

Это позволяет юным японцам получить богатый опыт в различных областях и понять, что им ближе, а что абсолютно не подходит.

2 Еще одно внешнее условие — накопление навыков (английское skills без перевода уже привычно в русской речи). В современной психологии есть понятие «хард»-умений и «софт»-умений, которые, соответственно, характеризуют навыки специальные и общие, надпрофессиональные.

Например, будет прекрасно, если подросток, желающий стать врачом, совмещает учебу с занятостью в медицинском кружке, изучая анатомию, физиологию — загодя готовит себя к профессиональному обучению. Это относится к «хард-скиллам». «Софт-скиллы» — это навыки, больше «заточенные» на психологию и которые могут пригодиться абсолютно в любой сфере. К ним относится умение общаться, преодолевать стрессы, высказывать свое мнение, брать ответственность на себя, управлять своими эмоциями.

Чтобы хорошо подготовиться к принятию решений, нельзя соблюсти только внутренние условия и пренебречь внешними или наоборот. Конечно, ошибки в выборе профессии случаются и у гармонично развитых, уверенных в себе и активных подростков. Но таким ребятам будет легче преодолеть проблемы, выбраться из воображаемого «болота» комплексов.

Ну а главное — не бояться действовать. Тот, кто плывет по течению, вообще не сможет сделать никакого выбора — в том числе и будущей профессии.

Фото сделано на лекции по профориентации и предоставлено автором.

Теги: профориентация, психология, семья